Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Бизнес как субъект политики детства в России

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 12 апреля 2011 г., 22:33

Потребность в развитии общества как целого сегодня осознается всеми: государством, политиками, партиями, лидерами общественного мнения. Из всех известных определений политики («политика – это грязное дело», «политика – это борьба классов за власть») наиболее востребованным, наконец, у нас становится определение, где «политика есть деятельность общества как целого в определённом направлении, осуществляемая с помощью соответствующих общественных организаций. Такая политика включает в себя направленность, субъект, цель, средства деятельности».

Но есть ли идея – направление, в рамках которой возможно объединение всех как единого целого?

В прошедшем десятилетии казалось, что такой идеей может стать формирование в России инновационной экономики. Были заявлены 5 направлений технологической модернизации, возникло «Сколково», начали реализовываться крупные инвестиционные проекты… Но это не стало тем, что объединяет общество. Скорее, это явилось попыткой государства «вырулить на столбовую дорогу передового экономического развития», однако всем другим субъектам привычнее «дремучий путь» сырьевой специализации: и денежно, и делать нового ничего не надо.

А запросы инновационной экономики носят принципиально иной характер, чем в привычной нам базовой модели: средства производства плюс производительные силы. И, при этом, формирование эффективности в такой модели это лишь снижение издержек производства, в том числе, и по отношению к производительным силам.

В отличие от этого инновационная экономика это:

– опора на талант, креативность и инициативность человека;

– максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;

– многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;

– включение процессов получения и обновления знанияво все производственные и общественные процессы;

– смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии – к социальному капиталу и способности к адаптации.

Очевидно, пока эти характеристики инновационной экономики в России лишь «греют душу» некоторых из государственных мечтателей и отдельных учёных.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в прошлом году прозвучала новая идея: детство и его развитие как базового института российского общества.

Но не держится ли эта идея на благих пожеланиях и известной российской всеобщей любви к детям?

Исследования, проведённые Новым сибирским институтом в 2009-2010 годах, позволяют утверждать, что сегодня в России растёт одно из самых инновационных поколений. Судите сами.

Вот те условия, в которых формируется поколение 2000-2020. Это:

– большой выбор новых технологий;

– интенсификация коммуникаций;

– резкий переход от одного типа развития к другому (подъём – кризис);

– активные преобразования образовательной системы;

– конкуренция и др.

В таких условиях формируются весьма продуктивные для юного поколения характеристики:

– готовность к изменениям;

– самостоятельность;

– коммуникабельность;

– способность к инновациям;

– независимость и т.д.

В данном случае взяты только основные возможные качества. Но очевидно, перед нами поколение инноваторов. Однако, станет ли оно таковым? Большей частью реализация этой задачи в руках взрослых, точнее тех институтов социализации, через которые общество решает эти задачи. (Если в организации ЕГЭ из «каждой поры» лезет безнравственность системы образования, то причём здесь ЕГЭ и понятно, почему «плохие дети» пытаются его «обойти»!)

Следующее поколение (2010-2030) формируется совсем в других условиях:

– кризис;

– социально-психологическое напряжение;

– жёсткая конкуренция;

– маргинализация;

– борьба за лидерство;

– формирование солидарностей нового типа;

– консервация коммуникаций и др.

Закономерно, что в этом контексте могут возникнуть совсем иные характеристики:

– способность к мобилизации;

– неспособность к принятию самостоятельных решений;

– неспособность к инновациям;

– корпоративность;

– нелояльность и др.

Очевидно, это уже не инноваторы. Это совсем иное поколение, но оно может быть продуктивным в другом направлении. Представляется, что это может быть поколение «охранителей», то есть тех консерваторов, которые способны развивать созданное инноваторами. Но, опять таки, это может быть возможным в условиях, когда институты социализации  целенаправленно формируют лучшие качества каждого из поколений.

И тогда, главной направленностью современной политики, в том числе, экономической, должно быть детство. Более того, детство как позитивная социальная идея  и стратегия инновационной экономики может стать политикой формирования общества как целого. Но кто может выступать субъектом такой политики?

Общеизвестно, что субъектами политики выступают государственные, политические и общественные институты. И вроде бы все они включены в детские проблемы: помощь талантливым детям, инвалидам, многодетным семьям, борьба с беспризорностью и т.д. Все заняты детьми, а «детские проблемы» так и не решаются. Очевидно, нужна единая цель, которая каждым субъектом будет решаться собственными средствами. Образно говоря, они не могут идти строем, да ещё и распевать одну песню, но можно идти из разных «квартир» и разным способом, но в «одно место».

Представляется, что в таком случае целью всех субъектов политики детства может быть создание возможностей, обеспечивающих право каждого ребёнка на развитие его личных способностей и формирующих условия включения в инновационную деятельность, то есть, дать возможность каждому ребёнку быть субъектом, а не объектом действий всей системы социальных институтов: семья, образование, здравоохранение, культура, СМИ и т.д.

Последним (системе социальных институтов) важно при этом «договориться» об обязательных стандартах действий всех заинтересованных сторон в интересах детства.

В реальных российских условиях это, как минимум, должны быть следующие стандарты:

1. Любые действия в области детства должны осуществляться на основе согласования интересов основных заинтересованных сторон: ребёнок – родитель – общественные институты.

2. Любые действия в интересах ребёнка должны осуществляться через стимулирование и поощрение, а не санкции и наказание.

3. В любых действиях в отношении детей следует исключить возможность сегрегации по любому признаку.

4. В развитии системы социальных институтов следует обеспечить приоритет детству как социокультурному институту, определяющему инновационный характер развития.

Однако такие стандарты требуют совершенно определённого алгоритма действий.

Прежде всего, необходимо создание кросс-экспертного сообщества и организация его эффективного взаимодействия. Именно такое сообщество должно обеспечить формирование концепции нового контента детства в России, и её широкое обсуждение. Также на «плечи» кросс-экспертного сообщества должна лечь разработка показателей и критериев эффективности действий в интересах ребёнка для всех субъектов – государственных, политических и общественных институтов.

А какова роль бизнеса в этом процессе?

Сегодня бизнес участвует в социальном развитии сообществ через совокупность различных форм, это:

– поддержка социальных программ на территориях развития собственного бизнеса;

– организация собственных социальных программ и проектов;

– участие в благотворительной деятельности;

– участие в социальных проектах власти и др.

Но очень часто роль «пятого колеса» в социальном движении не приносит удовлетворения российскому бизнесу. Потому, что он не видит реального результата такой своей деятельности, не получает положительной оценки сообщества и т.д. Отсюда – поиск «виноватых» – СМИ, власть, коррупция…

Представляется, что реальным выходом из этой ситуации может стать изменение роли. Новой парадигмой для бизнеса должна стать позиция: от участия к деятельности, то есть, от роли участника к роли субъекта политики. Более того, существует ряд направлений, где бизнес может быть самым активным субъектом политики детства: интеллектуальное попечительство, создание фондов целевого капитала, целевые программы и проекты, социальные лифты и т.д.

Особенно важным представляется деятельность бизнеса в формировании социальных лифтов. Именно этот механизм позволяет вовлекать в бизнес креативные ресурсы, что в условиях конкуренции обеспечивает успех.

Сегодня ни один из социальных институтов не решает этой задачи, тогда как наука (и мировая бизнес практика) утверждает, что талантливые дети не родятся только в богатой и хорошей семье. Но государство должно обеспечивать функционирование и, в этом смысле, оно «работает» на отраслевые интересы и их балансирование. А у системы образования сегодня нет необходимых инструментов…

В реальных условиях современного российского общества эффективными стратегиями формирования социальных лифтов будут:

– создание системы стимулов к социальному продвижению;

– создание специальных программ продвижения социально активных детей;

– разработка и внедрение инновационных технологий для реализации возможностей детей;

– организация общественного контроля за развитием систем образования, здравоохранения, отдыха, культуры, спорта;

– поддержка общественных объединений детей…

Но эти стратегии более других «под силу» бизнесу. Бизнесу как субъекту политики. И, видимо, пришло время им стать.

Комментарии (0)