Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Детство - будущее страны

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 20 августа 2010 г., 13:55

 2 апреля 2010 года в Федеральном институте развития образования состоялось знаковое событие: ведущие ученые России собрались за одним столом, чтобы обсудить проблему Детства – самого обсуждаемого и самого спорного феномена современности. Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что, несмотря на множество исследований, единое понимание феномена детства отсутствует, также как отсутствует согласованное представление о современном ребенке, его психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что сказывается, в конечном итоге, на  качестве взаимодействия взрослого мира с миром детства – как в образовательном, так  в социальном и других аспектах.

 


 

 Обсуждению методологии изучения детства как социокультурного феномена, а также  прогнозированию сценариев развития детства в современном мире и был посвящен круглый стол «Детство как социокультурный феномен». Ведущие круглого стола - директор Федерального института развития образования, академик РАО А.Г. Асмолов и вице-президент РАО, академик РАО Д.И. Фельдштейн обозначили актуальностьпроблематики детства на современном этапе .

Обращаясь к участникам круглого стола академик А.Г. Асмолов призвал обсудить поставленную проблему в режиме брейнсторминга - мозгового штурма, чтобы увидеть различные линии ее понимания. Главная идея, по мнению директора ФИРО, - это поиск стратегии накопления согласия по ключевому феномену -феномену детства.

В ходе выступления А.Г. Асмолов выдвинул несколько тезисов. Прежде всего, он подчеркнул, что детство -  «это не только проблема целого спектра наук, не только проблема образовательного или профессионального сообщества». Детство - культурно-исторический феномен, «от понимания того, как мы будем мыслить парадигму детства, в буквальном смысле слова зависит политическое развитие страны».

А.Г. Асмолов представил всестороннюю оценку детства в контексте полюсов двух культур: культуры полезности и культуры достоинства. Он отметил, что опережающий научный анализ, опережающие экспертизы всех программ и конструирование этих программ должны быть впереди любых управленческих решений, которые касаются мира детства. И одна из целей круглого стола состоит в полидисциплинарном подходе к пониманию феномена детства. Сегодня этот возраст в центре внимания целого спектра наук: биологии развития, возрастной физиологии, психогенетики, нейропсихологии, антропологии и этнографии детства, социальной психологии детства, социологии, культурологии, демографии, экологии образования и многих других. А.Г. Асмолов напомнил, что одной из уникальных установок, объединяющей экспертное сообщество при обсуждении феноменологии детства, является детоцентризм. Он обратился также к положению, выдвинутому выдающимся нейро- и психофизиологом Н.А. Бернштейном о том, что «задача рождает орган».

Директор Федерального института развития образования обратил особое внимание участников круглого стола на новый для России вид проектирования - Общественная программа "Детство", которая создана с целью прогнозирования и рассмотрения негативных и позитивных сценариев развития детства в долгосрочной перспективе.

В рамках форсайт-проекта была разработана «дорожная карта» до 2030 года, которая определяет варианты «развилок» будущего, и от выбора которых зависит, насколько сегодняшние и завтрашние дети будут подготовлены к вызовам времени через 20, 30 и более лет, насколько конкурентоспособной будет наша страна.

Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д.И. Фельдштейн акцентировал в своем выступлении внимание на том, что сегодня взрослый мир отодвинулся от мира детства, что очень тревожно. Ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве 20-40 лет назад, устарели. Необходимо понять сегодняшнего ребенка. Для этого необходимы сравнительные исследования. Известно, что резко сдвинулись возрастные границы. Физиологические и нейрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что граница начала дошкольного возраста резко снизилась, а граница подросткового возраста поднялась.

В Нижнем Новгороде, сообщил академик Д.И. Фельдштейн, проводится расширенное заседание президиума РАО «Определение путей обеспечения президентской инициативы «Наша новая школа». Для того, чтобы определить эти пути, нужно знать, что из себя представляет ребенок, который учится и будет учиться в нашей новой школе. А мы это знаем плохо, ориентируемся порою на известную книгу «От двух до пяти». Недавнее пилотное обследование дошкольников американскими исследователями говорит об ином восприятии детьми жизненных явлений.

Сегодня пространство ребенка, - подчеркнул вице-президент РАО, - это пространство Интернета, телевизора, компьютера, сотового телефона. Уже в два года ребенок виртуально открывает мир через Интернет, тогда как прежде светочем знаний был учитель. Изменилось взрослое сообщество, изменилось и детство. Необходимо знать, как оно изменилось.

Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко обратил внимание участников круглого стола на то, что мы нередко запаздываем в своих решениях, многое сводим к «реакции на то, что уже свершилось». А ведь уже сегодня нужно ориентироваться на те тенденции, которые активно проявятся в 2020 году. И в этом смысле значительна роль Общественной программы "Детство" и других проектов, необходимых для конструирования правильных решений. Федеральный институт развития образования является экспертной площадкой для анализа таких тенденций.

А.Ф. Радченко, подведя основные итоги Общественной программы "Детство", подчеркнула, что во всем мире нет сегодня комплексного подхода к детству. Нам всем необходимо исходить из того, что дети являются полноправными участниками общественных отношений. Как когда-то было переосмыслено отношение к правам женщин, инвалидов, так сегодня следует изменить наши взгляды на детство. Основной вывод форсайта - необходимо переосмыслить роль и место детства как социокультурного феномена в стратегическом планировании страны. Все, что связано с инновациями, с экономикой, с сырьем, с экологией форсайт-проект предлагает рассмотреть через призму детства, поскольку сегодняшние дети через 2030 лет будут представлять Россию и обеспечивать жизнь старшего поколения.

А.Ф. Радченко проинформировала участников круглого стола, что комитет предстоящей Российской выставки на «ЭКСПО-2010» в Шанхае, которая будет проходить с 1 мая по 31 октября, взял за основу гуманитарной программы выставки тему детства. Основная тема российского региона - «Лучший город тот, в котором счастливы дети».

Тема семинара в различных аспектах была также глубоко раскрыта в выступлениях заместителя декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психологических наук, профессора О.А. Карабановой, ректора Института образовательной политики «Эврика» А.И. Адамского, директора Института социологии образования РАО, академика РАО В.С. Собкина, директора Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, директора Института коррекционной педагогики РАО Н.Н. Малофеева, президента Консорциума «Социальное здоровье России» С.А. Беличевой и других ученых.

Для участников круглого стола была развернута тематическая выставка книг ведущих издательств страны.

Тема детства несомненно, будет вновь и вновь собирать за круглым столом специалистов и экспертов в области детства. Этот разговор стал отправной точкой для многих тематических дискуссий, которые будут происходить в течение года в ФИРО. По итогам данного мероприятия в журнале «Образовательная политика» планируется публикация материалов докладов.

Текст: А. Берникова, руководитель Центра реабилитационного и коррекционного образования ФИРО

Комментарии (0)