Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Форсайт-проект Детство 2030

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 6 апреля 2010 г., 11:14

По инициативе Благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое Поколение» в рамках форсайт-проекта «Детство»  была разработана «дорожная карта» по теме «Детство» до 2030 года. Дорожная карта определила  варианты «развилок» будущего, от выбора которых зависит  насколько сегодняшние и завтрашние дети будут подготовлены к вызовам времени через двадцать, тридцать и более лет, насколько конкурентоспособной в итоге будет наша страна.



В рамках проекта были проанализированы актуальные для России проблемные зоны, имеющие существенное влияние на  сценарии будущего.

 

Демография В настоящее время демографы выделяют две тенденции, которые характерны только для российского общества: с одной стороны, сокращается средняя продолжительность жизни граждан, а с другой – увеличивается средний возраст населения. То есть люди живут меньше, но средний возраст населения все равно растет. Эксперты отмечают, что при сохранении этих тенденций, через 15-20 лет Россия может превратиться в «экономического карлика» – страну, не способную на равных конкурировать с крупнейшими экономиками мира, в силу отсутствия достаточного количества населения. Кроме того, «старение» населения приводит к консервации общества – оно становится неспособным воспринимать изменения и новации, реагировать на вызовы времени.

Демографическая ситуации России требует радикальных мер по сокращению среднего возраста населения. Это означает, что необходима смена отношения к рождению детей в обществе. Дополнительным ресурсом для омоложения нации могут быть и миграционные потоки. 

 

Распределение общественного богатства До недавнего времени специалисты отмечали, что в практически во всех странах за счет пенсионных систем общественное богатство смещено в пользу старости. Сегодня для развитых стран вопрос о том, куда должно оно должно быть смещено является одним из ключевых: старость становится все дороже. Приходится повышать налоги на работоспособное население, тем самым, снижая их уровень доходов и возможностей. Для России вопрос о перераспределении общественного богатства является одним из важнейших – будет ли оно перераспределяться в пользу стариков, и тогда богатым можно стать только к старости, работая на это всю жизнь, будет ли оно концентрироваться в среднем поколении (30-50 лет), либо будет перераспределено в пользу детства.

Необходимо сместить общественное богатство в сторону детства. Максимальное вложение средств в создание современных, оснащенных в соответствии с передовыми технологиями воспитательных и образовательных сред, приведет к повышению уровня конкурентоспособности нового поколения.

Освоение передовых технологий На рынке все чаще появляются новые продукты и технологии. Квалифицированное использование их становится обязательным условием для каждого, кто стремится жить в современном мире. Как сделать возможным включение общества в процесс освоения высокотехнологичного мира, где старые технологии все быстрее заменяются новыми – один из важнейших вопросов развития человеческого капитала.

Стремление конкурировать на равных в инновационной экономике сегодня требует того, чтобы дети массово попадали в максимально современную технологически оснащенную среду (и это не только вопрос оснащения школ компьютерами и микроскопами), учились быстро осваивать самые передовые технологии. Конкурентные преимущества для детей должны быть сформированы с самого детства, догнать высокотехнологичный мир в зрелом возрасте они уже не успеют. «Креативный класс» не вырастет среди игрушек прошлого столетия и 486 ПК.

Зоны принятия решений Одними из основных тем, или «зон принятия решений», которые, в частности, намерены развивать участники проекта, являются:

Родительство. От желания родителей иметь детей, от их подготовленности к факту родительства, от их готовности участвовать в жизни ребенка (в том числе от желания или нежелания отдавать воспитание своего ребенка на откуп обществу) зависит будущее детей. Формирование нового отношения к детству невозможно без смены отношения к рождению детей. Осмысленное отношение  к рождению ребенка формируется в ситуации, когда родители обладают компетенцией воспитания, а система сопроводительных сервисов выстроена таким образом, что позволяет родителям заводить детей без ущерба их собственной жизненной траектории. Формирование сферы компетентного родительства требует следующих решений: формирование многообразных форм воспитания детей,  расширение сферы сервиса детства, формирование рынка детских услуг.

Образование. В условиях инновационного развития общества, а также все возрастающих темпов изменений и инноваций становится очевидным необходимость смены парадигмы образования. Классно-урочная система, организованная предметным и дисциплинарным образом становится неконкурентоспособной в условиях современного развития общества. Необходимые решения и действия: разработка и развитие новых неинституциональных форм образования, развитие образовательных возможностей. Выработка новых оснований образования: смена парадигмы с предметного образования на ориентационное (способность ориентации в мире), переход от получения знаний к приобретению способностей и освоению компетенций.

Право. От того, в каком типе совместной жизни вырастает и воспитывается ребенок (один родитель, оба, несколько разных родителей, родители нескольких поколений и т.д.) во многом зависит его дальнейшая жизнь. Семейное право, как регулятор совместной жизни людей, может как способствовать, так и ограничивать детей в их возможностях. Необходима разработка законодательства и инструментов законоприменения, способствующих защите прав ребенка в  развивающихся разнообразных формах семейной жизни. Наряду с мерами, направленными на поддержку семьи – наиболее благоприятной среды для ребенка, необходима модернизация правовых норм, которые будут способствовать тому, чтобы  существенные условия жизни детей не зависели от семейного статуса и благосостояния родителей.

Бизнес детских товаров. Бизнес формирует как вещественную (мебель, игрушки, еда), так и средствиальную среду (компьютерные игры, обучающие программы, книги, мультики), в которой вырастает ребенок. В настоящее время бизнес-компании, занимающиеся разработкой и производством детских товаров в России, неконкурентоспособны по отношению к западным. Эта ситуация во многом связана с тем, что бизнес детских товаров не поддерживается государственной политикой страны. Направления возможных решений: формирование государственной политики в отношении бизнеса детских товаров, поддерживающей  развитие инновационного бизнеса, направленного на развитие и образование детей. Инициирование сферы инноваций и разработок в сфере детства.  Необходима также система мер, ограничивающих доступ на рынок вредных игр, товаров и продуктов.

Системы социальных служб. Схема работы социальных служб оказывает значительное влияние на общественный уклад. Если мы имеем дело с собесом – то это общество, в котором легализованы иждивенцы. Если мы имеем дело со сложной системой социальных лифтов – общество способных и талантливых. Логика развития человеческого капитала требует переорганизации социальных служб с распределительной схемы в сторону выстраивания систем социальных лифтов, обеспечения условий для включения детей в передовые культурные и социальные процессы. Этому может способствовать принятие мер по разработке системы социальных лифтов, разработке различных форм участия детей во взрослой жизни (детское творчество, в том числе и научно-техническое, детские деньги, участие детей в голосовании, участие в общественной и политической жизни).

Медицина и создание условий для здорового образа жизни. Технологический уровень медицины, качество предоставляемых услуг и ориентация на то или иное состояние (здоровье или болезнь) не может быть проигнорировано. Ориентация на болезнь и больных ведет к росту числа больных и больниц, ориентация на здоровье - к культивации здорового образа жизни и разнообразию профилактических мер. Важна переориентация медицинской практики и достижений на возвращение больных в продуктивную деятельность.  

В данных сферах планируется широкая общественная дискуссия, выработка предложений для принятия на государственном уровне, экспертиза проектов нормативных актов и действующего законодательства на предмет продвижения интересов детства, реализация пилотных проектов в области детства для отладки и дальнейшего тиражирования,   и многое другое.

Комментарии (1)

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Top-74

    20 февраля 2014 в 12:20

    Что это за понятие "несколько разных родителей"? Усыновление детей гомосексуалистами и педофилами? И в каком голосовании могут участвовать дети? Да, о детях надо заботиться, их надо развивать. Но нельзя превращать все в идиотизм.
     
    А вот насчет равных возможностей - это правильно!!! Чтобы "существенные условия жизни детей не зависели от семейного статуса и благосостояния родителей" нужно, всего лишь!!!, бесплатное образование и медицинское обеспечение всех уровней. Все это было при СССР. И те, кто пишут подобные программы, сами же и лишили страну этих, несомненно, ценных достижений.

    Ответить