Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Градостроительство и среда обитания

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 5 ноября 2010 г., 2:47

Предлагаем Вашему вниманию направление Системы действий в интересах детства, разработанной экспертами Общественной программы

Градостроительство и среда обитания, как сфера приложения усилий в интересах детства могут обеспечить условия для того, чтобы каждый ребенок рос в дружественном окружении, в атмосфере понимания и сотрудничества. Подобная  трансформация отношения к градостроительству становится надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством  жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

 


 

 

 

 

Выработан следующий основополагающий инструментарий для эффективной реализации данного направления:  создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития детей,   их   надлежащая   защита как  ключевая   цель и обязательное условие. Реализация этих инструментов  одновременно будет создавать условия для прохождения социализации и сохранения традиций, как процесса выработки навыков общения и усвоения меняющихся общественных норм.

 

 
 

5.1. Проблемы и тенденции в сфере «Градостроительство и среда обитания»

 

 

5.1.1.      Неразвитость социальных связей, межсекторального взаимодействия. Современные условия требую от личности  способность ориентироваться в глобальном пространстве, выхода детского сознания из ограниченного пространства ближайшего социального окружения за его пределы - за пределы школы, района, города, региона, своей страны. На сегодняшний день, с силу различных объективных и субъективных причин, такая способность развивается у очень незначительного количества детей.

 

 

 

5.1.2.      Бедность значительной части населения России  является преградой для развития творческого потенциала детей,  создает недоступность полноценного всестороннего развития ребенка. Многие семьи не имеют возможностей использовать высокие технологии и возможности коммуникационных сетей, и как следствие – многие дети этим не обеспечены. Резко падает доступность для детей культурной среды, возможности для развития личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, доступность для детей и подростков развивающих услуг.

 

 

 

5.1.3.      Стесненные жилищные условия проживания детей. Ограниченная площадь жилища семей с детьми, особенно многодетных,  обусловливает большую стесненность их жизнедеятельности, отсутствие достаточной зоны личного территориального пространства ребенка в квартире или доме. Существующее массовое жилищное строительство исходит из такой планировки квартир, которая не рассчитана на создание условий для развития детей.

 

 

 

5.1.4.      Сниженная коммуникация детей и родителей. Тяжелые материальные условия вынуждают родителей много работать, у них не остается времени на общение с детьми. Дети становятся жертвами бесконтрольного пребывания в сети Интернет, насыщенной пустыми развлечениями и недетскими страстями (порнография, ненормативная лексика, преступная идеология и субкультуры). Все это приводит к неблагоприятным, а порой и тяжелым, социальным последствиям для личности ребенка и общества в целом.

 

 

 

5.1.5.      Наличие семей группы риска. Дети, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях (неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации, низкий общеобразовательный уровень) обречены на конфликтные отношения в семье. Такие дети становятся «трудными» и ищут возможности для своей реализации «на улицах», в той среде, которая практически не контролируется властями и общественными организациями в плане моральных и нравственных ценностей, но, тем не менее, осуществляет воспитательные функции криминогенного и деструктивного характера.

 

 

 

5.1.6.      Отсутствие систем регулирования детского общения вне семьи, в среде города, малой провинции. На подростковой стадии дети находятся в поиске понимания и общения, в постоянной готовности к контактам, причем приоритет отдается сверстникам подростка. Дети чувствуют себя комфортно, в основном, в кругу своих друзей. При этом ведущее место в общении со сверстниками занимает игровая деятельность в рамках подросткового сообщества. Эта деятельность слабо регулируется, и зачатую преобретает формы не социально-полезного (например, футбольная команда), а социально-вредного (преступная группировка) сообщества, субкультуры.

 

 

 

5.1.7.      Отсутствие действенных мер по предотвращению вредного образа жизни среди детей и подростков. Бесконтрольный алкоголь, наркотики, сигареты, нездоровое питание, ненормативный язык, антисоциальная реклама, обилие развлекательных и питейных заведений создают неадекватные условия, в которых растут дети, формируют уличный, бесцельный стиль жизни, лишенный творческих мотиваций. Формируются антисоциальные, антикультурные ценности, ориентируясь на которые дети организуют себя, свое свободное время в городском пространстве. Городская среда становится причиной социальных болезней, деградации личности ребенка вместо того, что бы быть стимулом к мобильности и развитию личности.

 

 

 

5.1.8.      Недостаточное включение научного, педагогического и воспитательного экспертного сообщества в процессы взаимодействия детей со внешним миром, городской средой. Дети в своем большинстве ориентированы и практикуют развлекательный тип взаимодействия, лишенный созидательных целей и результатов. У них вырабатывается потребительский подход к жизненной среде. Несмотря на обилие социальных трехногий, решающих данные проблемы,  внедрение их в региональную практику непропорционально малое.

 

 

 

5.1.9.      Слабое регулирование и контроль сферы градостроительства и среды обитания детей. Сегодня на уровне субъектов  слабо реализуются программы помощи детям, направленные на улучшение их среды обитания. Редко реализуются коммерческие проекты, создаются благотворительные фонды и организации по поддержке градостроительства и формирования детской среды обитания. Данная деятельность пока носит хаотичный,  нескоординированный характер во многих регионах.

 

 
 

5.2. Программа действий в сфере «Градостроительство и среда обитания»

 

 

Выработка существенных условий для определения зоны приложения усилий в Градостроительстве должна иметь своей целью создание детской территории развития, которая смогла бы выступать средой, стимулом и инструментом, обеспечивающим детство как объект вложения капитала и его увеличения, развития его качества.

 

 

 

Среда, где существуют семьи с детьми должна сопровождать и консультировать, поддерживать и помогать в решении возникающих проблем, выполнять роль заинтересованного друга и советника. Подобные стратегии формируют повышенную духовную заинтересованность родителей. То, чего достигают дети, приобретает социальную значимость и престижность в обществе. Для достижения этих целей необходима реализация следующих мероприятий:

 

 

 

5.2.1.      Проектирование современных жилищных условий для семьи, в которых предусмотрена возможность создания зоны личного пространства ребенка. Одним из существующих способов решения данной задачи может быть концепция свободно трансформируемого жилого пространства на основе легких панелей, которое меняется в зависимости от прохождения семьей различных стадий своей жизни – создание семьи, рождение ребенка, взросление ребенка. Данный подход отличаются высокими экологическими показателями: их эксплуатация предусматривает переработку отходов, минимизацию расходов воды и использование восполнимых источников энергии.

 

 

 

5.2.2.      Разработка концепций свободно трансформируемого пространства, которое меняется в зависимости от содержания разрабатываемых социальных и технических проектов. В таком пространстве классные комнаты могут укрупняться или сужаться в зависимости от целей их использования. Пространство для различных зон муниципальных центров современного детства должно быть перестраиваемым в зависимости от предполагаемой сферы деятельности. Эти сферы должны охватывать всю совокупность интересов детей. Они также должны охватывать всю совокупность интересов родителей по поводу детства, в том числе их обучение и переобучение.

 

 

 

5.2.3.      Превращения школ в территории знания, социального проектирования и глобальных коммуникаций. Получаемые в школе знания должны реализовываться в социальных проектах, давая школьникам возможность накопления взрослого опыта и компетенций. Социальные проекты позволят выйти школьникам реально или виртуально за рамки школьной территории в городскую среду. Для этого школа должна постоянно насыщаться современными коммуникационными средствами для проектного использования сетевых, экранных и других технологий.

 

 

 

5.2.4.      Проектирование современных школьных зданий не только как центров получения знания, но центров практического применения этого знания. Центры социальных проектов должны предполагать такой подход к их созданию, при котором классы представляют собой не просто помещения для школьных парт и учебных досок. Они должны стать коммуникационной и технологической средой, насыщенной соответствующим оборудованием, а школы в целом должны стать своего рода детскими технопарками, где дети под руководством преподавателей и при непосредственном участии родителей создают новые изделия.

 

 

 

5.2.5.      Создание сети муниципальных центров современного детства в каждом муниципальном районе, где дети могли бы общаться с консультантами из предприятий и институтов, отечественных и мировых компаний по поводу разработки технических и социальных проектов. Данные муниципальные центры должны содержать в себе 1) зоны для детей дошкольного возраста, где они могут находиться в течение дня или круглосуточно; 2) зоны для детей школьного возраста, где бы они могли общаться по поводу разрабатываемых ими проектов, обмениваться опытом, создавать муниципальные проектные группы, демонстрировать свои достижения, приобщаясь к конкуренции; 3) зоны общения, где дети дошкольного и школьного возраста могли бы встречаться под наблюдением психологов и педагогов, где младшие дети  могли бы участвовать в меру своих возможностей в социальных проектах старших.

 

 

 

5.2.6.      Проектирование современных детский досуговых муниципальных центров должно предполагать возможность их использования в качестве постоянно действующих демонстрационных площадок, конференций, семинаров, круглых столов. Их можно использовать для проведения концертов и представлений, спортивных соревнований, а также в качествеаудиовизуальных информационных центров, электронных библиотек, где книга соседствует с сетью Интернет и видеоматериалами.

 

 

 

5.2.7.      Создание городских центров современного детства, максимально оснащенных самым современным, во-первых, коммуникационным оборудованием для выхода в пространство; во-вторых, техническим оборудованием для создания наиболее крупных социально-значимых проектов городского и  регионального масштаба. Это вовлечет в совместную деятельность талантливых детей, представителей крупных отечественных компаний, создаст дополнительные социальные лифты.

 

 

 

5.2.8.      Реализация на практике принципов организации городской среды, дружественной детям. Выделение детских пространств как отдельных, обрамленных жилыми и общественными зданиями, но в предельной безопасности от транспортных потоков. Пространства должны быть приспособлены к многофункциональному использованию, создавая возможность концентрации в одних и тех же местах разнообразной активности детей и взрослых. Территориальная среда должна иметь многочисленные пешеходные зоны, мосты с многообразным инфраструктурным наполнением (уличные выставки, игровые и музыкальные площадки). 

 

Градостроительство должен предусматривать реализацию принципа «абсолютной и относительной самооценки», в соответствие с которым региональные сообщества на различных уровнях должны регулярно проводить самооценку посредством разработки объективных показателей состоянии с точки зрения её дружественности детям.Абсолютная самооценка позволит сравнить себя с другими регионами, перенять инновационный опыт. Самооценка проводится посредством социологического опроса детей, родителей, экспертного сообщества, представителей органов управления и использования данных статистических органов.

Ваши замечания и предложения просим направлять по адресу: childhood2030@gmail.com

Команда Общественной программы "Детство" ©

 

Комментарии (0)