Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Роль среды обитания и градостроительства в процессе воспитания и развития молодого поколения

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 14 сентября 2012 г., 18:31

Аннотация: автор статьи анализирует проблему воспитания и развития ребенка вне семьи, в условиях городской среды обитания. Автор отмечает, что отсутствие систем регулирования детского общения вне семьи, в среде города, малой провинции, приведет к уходу детей в криминальные среду и деструктивные детские сообщества. Причем эта проблема касается не только неблагополучных семей.

Бедность значительной части населения России, свертывание городской системы дополнительного образования ребенка, отсутствие городских площадок и зон общения взрослого и ребенка, невнимание работодателей к семьям своих подчиненных, ориентирование городского бизнеса на развлекательный тип взаимодействия, лишенный созидательных целей и результатов, является преградой для развития творческого потенциала детей, создает недоступность полноценного всестороннего развития ребенка. В связи с этим, важно переориентировать бизнес на создание ни центров развлечений, а центров увлечений.

Автор приходит к выводу, что для того, чтобы инновационные предложения по преодолению этих недостатков могли реализоваться, необходимо наличие соответствующей критической массы новаторов-единомышленников, способных возглавить процесс городской трансформации.

Ключевые слова: детские территории развития, порталы взаимодействия родителя и ребенка, центры увлечений.

Идея формирования комфортной городской (муниципальной, региональной) среды для какой-то определенной категории населения не является новой. В развитых странах подобный шаг был реализован в отношении инвалидов. Изменение требований на здания и помещения, дорожную инфраструктуру города (светофоры для незрячих, съезды для инвалидов-колясочников и т.д.), программы подготовки персонала сферы услуг для работы с этой категорией жителей и другие меры – все это привело к тому, что города развитых стран стали комфортными и дружественными для инвалидов.

Развитие территории зависит от качества населения, которое на нем проживает. Для того чтобы человеческий капитал города, муниципалитета или региона прирастал, а не истощался, важно организовать на территории города, муниципалитета или региона пространство, которое бы способствовало становлению детей и формированию высококачественного населения.

По оценкам ООН1 в последующие 30 лет население городов в развивающихся странах удвоится с 2 до 4-х миллиардов человек и более 50% из них будут люди моложе 24-х лет, уже в 2008 году впервые за всю историю человечества численность городского населения превзошла численность сельского. Также существует тенденция к сокращению доли городского населения в малых городах.

Если рассматривать Россию, то рубеж в 50% был пройден у нас еще в середине XX века. По данным переписей населения в 1897 году в городских поселениях проживало около 15% населения страны, к концу 30-х годов XX века численность городского населения возросла до 35% и к концу 50-х годов превысила рубеж в 50%. По данным Росстата за 2010 год в России проживает около 143 млн. человек из них 73.7% (по данным переписи за 2002 год 73.3%) - это городское население, и по прогнозным данным доля городского населения будет только увеличиваться, что отражает общемировую динамику.

Дальнейшая урбанизация населения бросает все новые и новые вызовы государству и обществу, генеральные планы многих городов не соответствуют современным реалиям, инфраструктура часто не отвечает минимальным требованиям комфортного проживания, города-миллионники часами простаивают в пробках, в некоторых регионах существует острый дефицит лечебных и детских учреждений. В данном контексте, одной из первостепенных задач государства и общества в целом является отстаивание интересов наименее защищенных групп населения, обеспечение реализации их прав и свобод, комфортного доступа к объектам инфраструктуры, учет их интересов при дальнейшем территориальном планировании.

Сегодня много говорят о будущем градостроительства. Эти рассуждения выглядят примерно так. Лучше отказаться от линейного мышления, выраженного в четком делении города на функциональные зоны, и подумать о креативном. Который бы рассматривал город как единый организм, интерпретировал бы город как источник новых возможностей. И это правильно. Для того чтобы город отвечал критериям гармоничности, он должен функционировать как единая система, то есть стать одним большим проектом, умело объединенным атмосферой инновационной креативности и коллективного созидания. И зачастую для этого «объединения» не хватает только самой малости – во имя чего.

Если мы начинаем думать о семьях, живущих в этом городе, то сразу же многое становится на места. Давайте рассматривать город – как источник новых возможностей для развития наших детей. Представьте себе на минуту город, по которому не мчатся транзитные фуры, а едут все на велосипедах. Города, где много пешеходных зон. Где кафе – территории интеллектуального семейного общения, а не зоны проведения алкогольного досуга. Где на работу к родителю может заскочить после школы ребенок. И его не прогонят. А в зоне отдыха во время обеденного перерыва ребенок сможет пообщаться со своим родителем. Где вечерами гуляют не подвыпившие и разгоряченные юнцы, а старшие сидят дома, прикованные к экрану. И после работы они могут пойти в музей, который работает после шести вечера, потому что так удобно людям. То есть, представьте себе город, в котором вдруг вспомнили, что жизнь не должна проходить мимо.

Для того чтобы столь инновационные мысли могли реализоваться, необходимо наличие соответствующей критической массы новаторов-единомышленников, способных возглавить процесс городской трансформации. Если в городе они появляются – дело можно сдвинуть с мертвой точки. Дальше для изменений необходимы: трансформация системы управления и подготовка городских управленцев по специально разработанным программам, партнерство с исследовательскими университетами, активная позиция населения и вовлечение жителей в процесс принятия решений по развитию города и т.п. От наличия либо отсутствия указанных факторов зависят сценарии развития городов — постепенный упадок и дальнейшая деградация, либо формирование среды с новым качеством жизни.

Увы, сценариев только два. Я попробую в этой статье раскрыть эти тезисы подробнее, оперируя некоторыми фактами, данными исследований и отдельных наблюдений. Согласно докладу ООН2, с 2008 года половина населения мира живет в городах. Со временем численность горожан возрастет до 60% или пяти миллиардов. Человек устремляется в города, потому что они во всем мире демонстрируют большую экономическую эффективность. В то же время сельская местность не способна прокормить растущее население. На стыке этих двух процессов зачастую появляется феномен ложной урбанизации, когда люди выталкиваются из сельской местности, приходят в город в поисках лучшей жизни, но не находят ее там. То есть из сельского образа жизни они выпадают, но к городскому не приобщаются. Формально они становятся городскими жителями, при этом оказываются вне времени, вне пространства, вне общества. Так формируются трущобы, бидонвили, фавелы - в разных странах они называются по-разному.В этих трущобах появляются дети. Потом эти дети рождают другое поколение таких же неустроенных детей. Сама же деревня тем временем, теряя в численности, медленно угасает, прозябая в нищете.

Бедность значительной части населения России является преградой для развития творческого потенциала детей, создает недоступность полноценного всестороннего развития ребенка. Мы привыкли мыслить в масштабе мегаполисов, между тем многие семьи в городах (и тем более в селах) не имеют возможностей использовать высокие технологии и возможности коммуникационных сетей, и как следствие – многие дети этим не обеспечены. Вдобавок падает доступность для детей культурной среды, возможности для развития личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, доступность для детей и подростков развивающих услуг.

К проблеме бедности вплотную примыкает другая российская проблема. Основной пик исхода из села был пройден в 30 - 50-е годы. Сегодня особо некому в массовом порядке бежать в города. С начала 90-х численность горожан была на удивление стабильна: 73%. Городское население уменьшается примерно теми же темпами, что и страны в целом. Большинство российских городов теряли и продолжают терять население, там отрицательный естественный прирост: высокая смертность, низкая рождаемость. Миграция из села в город по-прежнему есть, но она не компенсирует естественную убыль.

Сегодня лицо города меняет внешняя миграция. Спуститесь в метрополитен Москвы, и вы узнаете, какое лицо современного мегаполиса. Собирательный образ этой миграции – это одинокий мужчина, азиат, 18-40 лет. Живущий зачастую в весьма далеких от комфортных условиях. Мало зарабатывающий. И отсылающий большую часть даже этого скудного заработка своим близким на родину. Его физиология требует иного образа жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он довольно часто становится героем криминальных сводок. Все это не способствует безопасности городской среды. И тем более безопасности ребенка.

Истина проста и стара, как мир - ребенок должен проводить больше времени со своими родителями. Как, скажете вы, если современный родитель все свое время тратит на то, чтобы заработать?

Тяжелые материальные условия вынуждают родителей много работать, у них не остается времени на общение с детьми. А в это время дети, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях (неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации, низкий общеобразовательный уровень) обречены на конфликтные отношения в семье. Такие дети становятся «трудными» и ищут возможности для своей реализации «на улицах», в той среде, которая практически не контролируется властями и общественными организациями в плане моральных и нравственных ценностей, но, тем не менее, осуществляет воспитательные функции криминогенного и деструктивного характера. Получается, в некотором роде замкнутый круг.

Тем не менее, решение этой проблемы есть. Вернее, их даже много.

В рейтинге главных жизненных целей, согласно результатам опроса ВЦИОМа3 (Всероссийский центр изучения мнений, 11.03.2012) которые ставят перед собой россияне, лидирует создание счастливой семьи и воспитание хороших детей (93%). На втором месте - обретение надежных друзей (91%), на третьем - честная жизнь (90%). Менее важными оказываются для россиян цели сделать карьеру (54%), стать богатым (52%), иметь бизнес (42%). Реже всего граждане желают попасть в элиту общества (23%), стать знаменитыми (22%) и получить доступ к власти (18%). Наиболее достижимая цель из всех перечисленных - обретение надежных друзей: 78% опрошенных, которые ставили ее перед собой, достигли ее. На втором месте - создание счастливой семьи (68%), честная жизнь (67%). Далее следуют такие цели, как хорошее образование (51% его смогли получить), интересная работа (47%), любимое дело (41%). Меньше тех, кому удается иметь много свободного времени и с удовольствием его проводить (30%), сделать карьеру (21%). Самые трудные цели - богатство, доступ к власти, обретение известности, вхождение в элиту общества, путешествия по странам мира и собственный бизнес: большинство респондентов, для которых эти цели важны (46-59%) скептически оценивают свои шансы достичь их.

Обратите внимание – создание семьи цель первая и легкодостижимая. Тем не менее, современный человек проводит в кругу семьи все меньшее количество времени. И даже пребывая в семье, он большую часть этого времени посвящает экрану. Тем же самым он стремится занять и ребенка. Следующий момент – современный родитель воспитывает своего ребенка в те редкие часы общения, которые у него есть, теми же самыми способами, что воспитывали и его. Вспоминая свое детство, большинство россиян признаются, что родители воспитывали их нравоучениями и наставлениями (91%). (ВЦИОМ, опросы 26-27 мая 2012 «как россияне воспитывают своих детей»4) Современные родители чаще всего также воспитывают детей устными наставлениями (88%). Менее половины опрошенных признаются, что наказывают детей ограничением прогулок (44%), постановкой в угол (43%). Еще реже встречаются те, кто применяет к своим детям телесные наказания (33%), ограничение пользование компьютером (32%). Меньше всего тех, кто воспитывает детей лишением карманных денег (23%) или ремнем (17%). Одним словом, родители, как правило, применяют к своим детям те методы воспитания, с которыми сами сталкивались в детстве. Но не надо забывать, что времена сегодня изменились. И изменились условия нашей жизни. Прежними методами воспитания уже не обойтись. Раньше в помощь родителю была и школа, и детская организация. Ребенок мог социализироваться не только в семье.

Как раз эта деятельность сегодня слабо регулируется государством, не берется во внимание родительским сообществом, которое могло бы объединиться и решить эту проблему вместе с государством (та же организация клубных дворовых команд, семейных клубов по интересам и т.д.).

И уже абсолютно очевидно, что отсутствие систем регулирования детского общения вне семьи, в среде города, малой провинции, приведет к уходу детей в криминальные среду и деструктивные детские сообщества. Причем ошибочно думать, что это проблема лишь неблагополучных семей.

Но жизнь городского ребенка из семьи среднего достатка тоже нельзя назвать благополучной. Причина все та же – занятость родителей. Дети становятся жертвами бесконтрольного пребывания в сети Интернет, насыщенной развлечениями и недетским содержанием (порнография, ненормативная лексика, преступная идеология и субкультуры). Все это приводит к неблагоприятным, а порой и тяжелым, социальным последствиям для личности ребенка и общества в целом.

Государственными и общественными структурами предпринимаются попытки разработать безопасную интернет-среду для ребенка и ограничить несовершеннолетним детям доступ к тем ресурсам, которые не предназначены для них. Но новый федеральный закон «О защите детей от информации» будет рассмотрен 1 сентября 2012 года, так как депутаты так и не пришли к единому мнению, как именно можно контролировать Интернет и сделать его безопасным для ребенка.

Существует такая точка зрения, что появление в сети Интернет безопасной среды для детей – дело практически не решаемое.Во многих школах стоят сегодня фильтры для просмотра сайтов из интернета. Ко многим сайтам доступ заблокированы. Да и сам доступ в интернет осуществляется через головной компьютер учителя. Идут проверки, как работают эти фильтры.

Но пока ребенок находится в школе, он надежно защищен от «вредных» интернет-сайтов, а дома – родители пока не очень озабочены этой задачей. В новых версиях антивируса Касперского уже есть вполне рабочая система родительского контроля. Но проблема в том, что сотни и тысячи сайтов создаются ежедневно, поэтому только платный антивирус может обеспечить своевременное внесение в списки запрета новых веб - адресов. Не все родители готовы за это платить.

Ограничить доступ в интернет очень трудно. Еще труднее проконтролировать жизнь ребенка в социальных сетях. Но если с процессом трудно совладать – самая пора его возглавить. Сегодня предпринимаются попытки создать детскую социальную сеть. Но самое главное – это задача создавать не виртуальное, а создавать в городе реальные порталы общения детей.

Вообще, жизнь в сенсорных экранах не только влияет на физиологию ребенка, но и накладывает определенный отпечаток на восприятие жизни ребенка. «Наша четырехлетняя внучка, когда смотрит в окно и хочет, чтобы объект, который она видит там, внизу, увеличился, она берет и делает пальчиками движение, как на экране компьютера, - делится своими наблюдениями известный писатель Григорий Остер (Григорий Остер о вредных советах и не только», 27.07.09. Интервью «Эхо Москвы»). Сегодня дети пользуются различными устройствами, которые пропускают их в интернет, с малых лет.

В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся всё более очевидными. Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. А только за 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! (Журнал «Трудный пациент, номер 9, 2010 год, «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста», Лазебник, Румянцева, Шейде, Назаренко и др.)

Однако, причём здесь телевидение, скажете вы. Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. И какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Разница, оказывается, огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Как установил американский психолог Кондон (Журнал «Трудный пациент», 9, 2010 г), даже младенец отвечает на обращённую, хотя ещё непонятную речь взрослого всем своим существом: всё его тело как в танце точно и плавно сопровождает слышимую речь. Речь взрослого как бы охватывает его, настраивает на партнёра и подключает к общению. Это явление получило образное название «неуловимый балет». Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ребёнку. Та же речь с любого звуковоспроизводящего устройства или бессвязные звуки никакого балета не вызывают. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение с взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Отсюда наш главный вывод – ни экран, ни гаджеты не заменят ребенку живых родителей и нормального человеческого общения. И полагаться, что среда, созданная четырьмя экранами, сможет компенсировать родительское невнимание к развитию ребенка – иллюзия. И отсюда же главная задача городской администрации – повернуть родителя лицом к ребенку. Как? Созданием зон совместного пребывания детей и взрослых. Но и здесь есть некоторые нюансы.

Присмотримся к тому, на что ориентирует нас современный город. Мы уже немного говорили выше, что в современном городе комфортно чувствует себя разве что индустрия развлечений. Вроде бы что плохого. Родители могут развлекаться вместе с детьми. Все равно проводят время вместе. Увы, опасность здесь заключается в том, что дети в своем большинстве ориентированы и практикуют развлекательный тип взаимодействия, лишенный созидательных целей и результатов. У них вырабатывается потребительский подход к жизненной среде. Важно переориентировать бизнес на создание ни центров развлечений, а центров увлечений.

Очевидно, что и само градостроительство должно иметь своей целью создание детской территории развития, которая смогла бы выступать средой, стимулом и инструментом, обеспечивающим детство как объект вложения капитала и его увеличения, развития его качества. Это касается как жилищного строительства, так и строительства школ и досуговых центров. Существующее массовое жилищное строительство, например, ориентировано на такую планировку квартир, которая не рассчитана на создание условий для развития детей. Ограниченная площадь жилища семей с детьми, особенно многодетных, обуславливает большую стесненность их жизнедеятельности. В таком жилище отсутствуют зоны личного территориального пространства.

Между тем просто необходимо проектирование современных жилищных условий для семьи, в которых предусмотрена возможность создания зоны личного пространства ребенка. Одним из существующих способов решения данной задачи может быть концепция свободно трансформируемого жилого пространства на основе легких панелей, которое меняется в зависимости от прохождения семьей различных стадий своей жизни – создание семьи, рождение ребенка, взросление ребенка. Данный подход отличается высокими экологическими показателями: их эксплуатация предусматривает переработку отходов, минимизацию расходов воды и использование восполнимых источников энергии.

Подумаешь, скажете вы – «личное пространство ребенка». А ведь проблема доверия, тема уважения личного пространства ребенка часто особенно драматична. Мы ответственны за благополучие наших детей, а это порождает у нас ложное чувство, что нам необходимо знать о них все: что они думают, чувствуют, делают.

Однако вторжение в приватность ребенка или подростка чревато все теми же проявлениями негативизма, а также агрессией, замкнутостью и т.д. Очевидно, что гнев ребенка, ощущающего вмешательство в его личную жизнь, выходит далеко за пределы страха быть застигнутым за плохим поступком и страха быть наказанным. Прежде всего, такой гнев связан с чувством собственного достоинства. Когда мы нарушаем чью-то приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к этому человеку.

А повлиять на моральные нормы наших детей можно, скорее всего тогда, когда они знают, что мы уважаем их индивидуальность. Лучшее выражение подлинной заботы родителей – предоставление ребенку найти себя в самостоятельных поступках. Воплотить это на деле можно, только предоставив ребенку что-то такое, что безраздельно принадлежит лично ему, чем он вправе распорядиться по своему усмотрению и за что несет персональную ответственность. Безусловно, у ребенка, а тем более подростка должно быть что-то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет. Ситуацию утраты личного пространства мы невольно провоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что оно принадлежит всем и никому.

Свободно трансформируемое пространство – явление для нас новое. Но думаю, эта тема быстро захватит нас. И такими должно быть пространство не только квартиры, но и школы. В таком пространстве классные комнаты могут укрупняться или сужаться в зависимости от целей их использования. Это диктуется, кстати, и временем. Даже в новых стандартах образования для средней школы уже заложено такое понятие как индивидуальный проект (Стандарты средней общеобразовательной школы, сайт mon.gov.ru). Смысл в том, что получаемые в школе знания должны реализовываться в социальных проектах, давая школьникам возможность накопления взрослого опыта и компетенций. Социальные проекты позволят выйти школьникам реально или виртуально за рамки школьной территории в городскую среду.

Такое же проектирование современных детских досуговых муниципальных центров поможет использовать их в качестве постоянно действующих демонстрационных площадок, конференций, семинаров, круглых столов. А также для проведения концертов и представлений, спортивных соревнований, а также в качестве аудиовизуальных информационных центров, электронных библиотек, где книга соседствует с сетью Интернет и видеоматериалами.

Пространство детских центров должно быть приспособлено к многофункциональному использованию, создавая возможность концентрации в одних и тех же местах разнообразной активности детей и взрослых. Территориальная среда должна иметь многочисленные пешеходные зоны, мосты с многообразным инфраструктурным наполнением (уличные выставки, игровые и музыкальные площадки).

Итак, поведем итоги. Развивая современное градостроительство, мы зачастую не рассматриваем город как единый организм и как источник новых возможностей для человека. Еще реже мы думаем о безопасности города для семьи.

Бедность значительной части населения России, свертывание городской системы дополнительного образования ребенка, отсутствие городских площадок и зон общения взрослого и детского населения, невнимание работодателей к семьям своих подчиненных, ориентирование городского бизнеса на развлекательный тип взаимодействия, лишенный созидательных целей и результатов, является преградой для развития творческого потенциала детей, создает недоступность полноценного всестороннего развития ребенка.

Отсутствие систем регулирования детского общения вне семьи, в среде города, в малой провинции, приведет к уходу детей в криминальные среду и деструктивные детские сообщества.

С нашей точки зрения, для того, чтобы инновационные предложения по преодолению этих недостатков могли реализоваться, необходимо наличие соответствующей критической массы новаторов-единомышленников, способных возглавить процесс городской трансформации.

Дальше для изменений необходимы: трансформация системы управления и подготовка городских управленцев по специально разработанным программам, партнерство с исследовательскими университетами, активная позиция населения и вовлечение жителей в процесс принятия решений по развитию города и т.п

Важным мы считаем здесь работу с бизнесом - переориентировать бизнес на создание помимо центров развлечений, центров увлечений.

И, очевидно, что и само градостроительство должно иметь своей целью создание детской территории развития, которая смогла бы выступать средой, стимулом и инструментом, обеспечивающим детство как объект вложения капитала, его увеличения, развития его качества.

 


1 Доклад ООН "Перспективы мировой урбанизации", Коммерсантъ- online? 27/02/2008
2 Доклад ООН "Перспективы мировой урбанизации", Коммерсантъ- online? 27/02/2008
3 Всероссийский центр изучения мнений, опросы 11.03.2012 “Приоритеты россиян”
4 ВЦИОМ, опросы 26-27 мая 2012 “Как россияне воспитывают своих детей”

 

Используемая литература:
1. Всероссийский центр изучения мнений, опросы 11.03.2012 “Приоритеты россиян”
2. ВЦИОМ, опросы 26-27 мая 2012 “Как россияне воспитывают своих детей”
3. Григорий Остер “О вредных советах и не только”, 27.07.09. Интервью “Эхо Москвы”.
3. Журнал “Трудный пациент, номер 9, 2010 год, “Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста”, Лазебник, Румянцева, Шейде, Назаренко и др.)
4. Стандарты средней общеобразовательной школы, приказ от 17 июня 2012 года, сайт mon.gov.ru
5. Доклад ООН "Перспективы мировой урбанизации", Коммерсантъ- online? 27/02/2008

Комментарии (0)