Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Среда, дружественная детям

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 29 декабря 2010 г., 5:06


ВВЕДЕНИЕ

Переориентация на вложение усилий в детей является мировым трендом. Так, например, одной из основных программ Барака Обамы является Программа раннего детского образования. Это связано с тем, что уже неоднократно показывалось, что чем раньше и интенсивней мы вкладываем в развитие детей, то тем больший эффект мы достигаем при достижении ими дееспособного возраста.

Если отношение к детям и детству останется в том состоянии, в котором оно пребывает сегодня, то следующее поколение российских людей ждёт очень сильное расслоение по уровню образования, материальному достатку, уровню возможностей и перспектив. Значительная часть населения может оказаться в маргинальном состоянии по отношению к мировым процессам и тенденциям (как показал «Форсайт-проект “Детство-2030”», проведённый в 2008 году по инициативе Общественной палаты Российской Федерации, именно такой сценарий является практически неизбежным к 2030 году, в случае если отношение к детству и детям не изменится в ближайшие несколько лет).

Современная ситуация характеризуется также и тем, что положение традиционных институтов, таких как семья и школа, в процессе становления детей изменилось. Современные исследования показывают, что до 70% информации, знаний, и компетенций, необходимых для жизни, дети в современных городах получают не в школе и семье, а посредством СМИ, игр, общения со сверстниками и жизни в городской среде. А значит, роль школы резко меняется: школа начинает выполнять две функции – элементарынй «ликбез», который необходим и нужен всем детям; замедление развития детей, с тем чтобы предохранить детей от негативного влияния и освободить родителей от необходимости ими заниматься. Во многом именно для решения второй задачи детей так долго держат в закрытых учреждениях, заставляя осваивать знания, большая часть которых вряд ли будет ими когда-либо в дальнейшем востребована. А нужные для жизни знания они получают в других местах, и делают это не по указанию педагогов и родителей, а в большей степени самостоятельно, следуя в этом и мировым трендам.

Присутствующее до сегодняшнего времени в российском обществе представление о том, что детей воспитывают школа и родители, оказывается де-факто устаревшим. Более того, демографы указывают на то, что сама трансляция знания о том, как надо воспитывать детей, в современном российском обществе в значительной степени нарушена. Это связано с тем, что практически перестали существовать многопоколенческие традиционные семьи с большим количеством детей. В традиционных семьях знание о том, как обращаться с детьми и воспитывать, транслировалось из поколения в поколение, и дети в юном возрасте приобретали квалификацию по уходу за младшими детьми. А в современных семьях с одним-двумя детьми, которые большую часть времени проводят в разных учреждениях, что позволяет работать обоим родителям, подобная квалификация не передаётся. А это означает, что у современного поколения молодых родителей практика воспитания детей отсутствует и при появлении собственного ребёнка они оказываются в сложном положении. Так как подобный процесс является массовым для значительной территории страны, то это вызывает целую серию сложнейших и мало исследованных по последствиям процессов.


ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ, ДРУЖЕСТВЕННОЙ ДЕТЯМ

Исходя из нескольких пунктов, перечисленных во введении, а именно:

  1. изменения мировой парадигмы организации экономики и жизни;
  2. изменения роли школы и её отставание от мировых процессов;
  3. отсутствия возможности (как по времени, так и по квалификации) у родителей дать полноценное воспитание своим детям, – единственным выходом для того, чтобы задействовать ресурс смены поколений для выведения страны и регионов в значимое для мира состояние является пересмотр отношения к детям и формирование территорий и сред, дружественных детям.
  4. Развитие территории зависит от качества населения, которое на ней проживает. Для того, чтобы человеческий капитал города, муниципалитета или региона прирастал, а не истощался, важно организовать на территории города, муниципалитета или региона пространство, которое бы способствовало становлению детей и формированию высококачественного населения.

Такая задача потребует проведения ряда админстративных мер и программ:

Смещение системы оценки качества воспитания детей со школы на территориальные характеристики. Если понимается, что школа сегодня выполняет ограниченные функции, то представляется возможным сформировать административную систему, при которой значительная часть администртивных органов в той или иной мере участвуют в контроле, воспитании, развитии детей. Переведя тем самым административные органы, которые в настоящее время занимаются контролем деятельности школ, на контроль состояния территории в целом. Параллельно с переорганизацией функций необходимо будет ввести систему параметров (как позитивных, так и негативных), которые бы позволяли осуществлять мониторинг территориии с точки зрения её дружественности детям.
Формирование системы оценки уровня подготовки детей на территории, связанной не со школьными знаниями, а с компетенциями, необходимыми для жизни в современном мире (способность к ориентации в происходящем); компетенциями в тех или иных сферах, с успешностью их последующей траектории.
Подготовка разных категорий населения, проживающих на территории и так или иначе сталкивающихся с детьми, таким образом, чтобы они могли квалифицированно с ними обращаться. Это может быть достигнуто за счёт ликбеза (быстрых интенсивных программ обучения) всех работников муниципальных и административных служб; формирования системы ликбеза для родителей. Подобная программа подготовки должна предусматривать способы обращения как представителей разных служб, так и родителей как с «трудными» детьми, так и с талантливыми и с основной массой, которая является зародышем следующего среднего класса.

МЕГАМОЛЛЫ УВЛЕЧЕНИЙ

Наравне с принятием административных мер, на территориях нужно создавать специальные учреждения – мегамоллы увлечений. В противовес строящимся интенсивно в настоящее время мегамоллам развлечений и потребления, подобные мегамоллы ориентированы на создание концентрированной среды, в которой дети могут осваивать разные занятия вне и помимо школы. Такие учреждения необходимы для того, чтобы сформировать современную среду, отвечающую мировым трендам, позволяющую освоить (а не попасть под влияние) неизбежные информационные и образовательные импульсы, формирующиеся медиа-средой.

Мегамолл увлечений по своему устройству представляет собой большое пространство, в котором дети могут самостоятельно выбирать себе занятия, увлечения и осваивать сферы, которые в нынешнем состоянии школе недоступны на требуемом уровне, или недоступны вовсе. Такими сферами может быть всё что угодно: начиная от технического конструирования и заканчивая танцами, спортом, обучением языкам или практике походов. Эффект может быть достигнут за счёт:

  1. высокой концентрации разнообразных занятий на небольшой территории (в противовес кружкам, разбросанным по городу) – это обеспечивает доступность разных занятий детям и возможность осуществления ими выбора в зависимости от их склонностей и интересов;
  2. создания разновозрастной среды – среды, в которой дети разных возрастов могут заниматься одновременно, в которой наравне с детьми могут участвовать и взрослые;
  3. создания инновационной среды – за счёт попыток осуществления совместно со взрослыми (возможно, представителями компаний) инновационных проектов;
  4. создания конкурентной среды.

Подобный мегамолл может быть создан за счёт одновременного присутствия в нём разных элементов:

  1. Сеть лабораторий – сеть мест для занятий, требующих специального оборудования, аппаратуры, среды и прочего.
  2. Сеть мастерских – сеть мест для занятий без определённого назначения, они должны иметь хорошую звукоизоляцию и большие возможности для трансформации. В них дети могут заниматься своими проектами или занятиями, устраивать события и сборища.
  3. Коммуникационная сеть – сеть мест, в которых дети могут общаться друг с другом, родителями, друзьями, взрослыми.
  4. Инфраструктурная сеть (питание и сервис) – сеть мест, обеспечивающих жизнедеятельность: кафе (места питания), туалеты, места для хранения, медицинские кабинеты (места для поддержания здоровья), ремонт одежды и обуви и т.д.
  5. Информационная сеть – доступ к электричеству, Интернету, библиотеке, медиатеке, печатным технологиям, радио и другим информационным средствам.
  6. Сеть приватных зон – места для уединения, индивидуальных занятий или приватных встреч. Различаются по устройству для старших, средних и младших школьников.
  7. Рекреационная сеть – сеть мест для отдыха и развлечений. Может совпадать с известными и популярными рекреационными зонами – катками, кинотеатрами.
  8. Данный перечень сетей не является полным и требует уточнения в ходе реализации проекта. Важно, что сетевой принцип организации предполагает, что всё вышеперечисленное легко доступно детям.


МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для того, чтобы подобный проект был реализован на той или иной территории или в муниципальном образовании, необходимо:

Разработать систему административных мер, направленных на изменение системы оценки и влияния сферы образования (расширение её функций).
Провести серию кадровых аудитов и специальных тренингов для подготовки «менеджеров по детству» – наделение городских, муниципльных, региональных административных работников квалификацией, которая бы позволяла, понимая задачу формирования территории, дружественной детям, на своих местах в соответствии с этой квалификацией работать, разрабатывая проекты и программы, продвигая систему массового обучения проживающих на территории способам обращения с детьми.
Создать рабочую группу по проектированию мегамоллов увлечений, для того чтобы создать срециальную среду, в которой дети могли бы расти в соответствии с современными технологическими, социальными, общественными тенденциями и процессами.

 

Идея формирования городской (муниципальной, региональной) среды, комфортной и дружественной для определённой категории населения, не является новой. В развитых странах подобный шаг был реализован в отношении инвалидов. Изменение требований к зданиям и помещениям, дорожной инфраструктуре города (светофоры для незрячих, съезды для инвалидов-колясочников и т.д.), программы подготовки персонала сферы услуг для работы с этой категорией жителей и другие меры – всё это привело к тому, что города стали комфортными и дружественными для инвалидов.

 


Показателен пример бразильского города Куритиба, в котором на протяжении 20 лет программы городского развития реализуются через детей. Например, за счёт специальных программ, направленных на школьников, удалось привить населению культуру сортировки мусора. В настоящее время уровень первичной сортировки мусора в Куритибе превышает европейские и японские показатели. Союзником городской администрации в этом вопросе стали дети – они приучали своих родителей сортировать отходы уже дома.
 

 Источник   журнал "Восточный Свет"

Комментарии (0)