Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Проект формирования территориальной и городской среды, дружественной детям

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 15 марта 2012 г., 10:45

 События, которые последовали за мировым финансовым кризисом 2008 года, отчетливо показали: мир изменяется, развитый мир стремится перейти в новый цикл экономического развития – развитие инновационной, “зеленой” экономики. Подобная трансформация неизбежно затронет разные аспекты человеческой жизни, породит новые явления и сферы деятельности. Для России в этой ситуации крайне важной является задача успеть “зацепиться” за новый формирующийся уклад жизни. Но в силу большой инерции, связанной с унитарностью государства, ориентацией на тяжелую промышленность, воспроизводством оставшихся с советского времени социальных институтов, силами нынешних поколений, достигших дееспособного возраста, вряд ли ей удастся выйти в число лидеров нового уклада. А значит, одним из основных ресурсов для выхода России в значимое для мира состояние – это молодое поколение и дети.

Переориентация на вложение усилий в детей – является мировым трендом. Так, например, одной из основных программ Барака Обамы является Программа «Раннего детского образования». Это связано с тем, что уже неоднократно показывалось, что чем раньше и интенсивней мы вкладываем в развитие детей, то тем больший эффект мы достигаем при достижении ими дееспособного возраста.

Если отношение к детям и детству останется в том состоянии, в котором оно пребывает сегодня, то следующее поколение российских людей ждет очень сильное расслоение по уровню образования, материальному достатку, уровню возможностей и перспектив. Значительная часть населения может оказаться в маргинальном состоянии по отношению к мировым процессам и тенденциям.

Современная ситуация характеризуется также и тем, что положение традиционных институтов, таких как семья и школа, в процессе становления детей изменилось. Современные исследования показывают, что до 70% информации, знаний, и компетенций, необходимых для жизни дети в современных городах получают не в школе и семье, а посредством СМИ, игр, общения со сверстниками и жизни в городской среде. А значит, роль школы резко меняется: школа начинает выполнять две функции – элементарынй «ликбез», который необходим и нужен всем детям; замедление развития детей, с тем, чтобы предохранить детей от негативного влияния и освободить родителей от необходимости ими заниматься. Во многом, именно для решения второй задачи, детей так долго держат в закрытых учреждениях, заставляя осваивать знания, большая часть которых вряд ли будет ими когда-либо в дальнейшем востребована. А нужные для жизни знания они получают в других местах, и делают это не по указанию педагогов и родителей, а по большей степени самостоятельно, следуя в этом и мировым трендам.

Присутствующее до сегодняшнего времени в российском обществе представление о том, что детей воспитывают школа и родители оказывается де-факто устаревшим. Более того, демографы указывают на то, что сама трансляция знания о том, как надо воспитывать детей в современном российском обществе в значительной степени нарушена. Это связано с тем, что практически перестали существовать многопоколенческие традиционные семьи с большим количеством детей. В традиционных семьях занание о том, как обращаться и воспитывать детей транслировалось из поколения в поколение, и дети в юном возрасте приобретали квалификацию по уходу за младшими детьми. А в современных семьях с одним-двумя детьми, которую большую часть времени проводят в разных учреждениях, что позволяет работать обоим родителям подобная квалификация не передается. А это означает, что у современного поколения молодых родителей практика воспитания детей отсутствует и при появлении собственного ребенка они оказываются в сложном положении. Так как подобный процесс является массовым для значительной территории страны, то это вызывает целую серию сложнейших и мало исследованных по последствиям процессов.

Как показал “Форсайт-проект “Детство 2030”, проведенный в 2008 году, именно такой сценарий является практически неизбежным к 2030 году, в случае, если отношение к детству и детям не изменится в ближайшие несколько лет.

 Скачать полный текст проекта "Проект формирования территориальной и городской среды, дружественной детям"

Комментарии (0)