Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Культура и творчество

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 6 ноября 2010 г., 2:51

Предлагаем Вашему вниманию направление Системы действий в интересах детства, разработанной экспертами Общественной программы "Детство":

 

Культура и творчество

 

 

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Мозг ребёнка особенно интенсивно формируется в первые годы жизни. Этот период - время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время  широчайших возможностей  для начала развития всего многообразия человеческих способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

 


В связи программой определены направления, способствующие развитию творческих способностей детей. Через систему компетентного родительства, образования, воспитания и грамотной государственной политики в сфере культуры, науки и образования данные нормы могут лечь в региональной политики в данной сфере.

 

 

6.1 Проблемы и тенденции в сфере «Культура и творчество»

 

6.1.1        Незначительная роль государственного сектора и общественных организаций в поддержке одаренных детей, отсутствие социальных программ по развитию творческих способностей в младшем возрасте. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. На сегодняшний день практически отсутствует система выявления и развития одаренных детей в раннем возрасте.

6.1.2        Сильная поляризация общества не дает возможности одаренным детям из бедных семей развивать способности в раннем возрасте. Бесплатные детские дошкольные учреждения не направлены на выявление и развитие творческих способностей у детей, коммерческие центры развития способностей детей не всегда финансово доступны большинству родителей.

6.1.3        Отсутствует система компетентного родительства в сфере выявления и развития творческих способностей у детей. Родительская задача не только привить любовь и усердие к труду, но и помочь малышу, а затем подростку выявить его ОСОБЫЕ таланты, интересы, способности, которыми одарен ребенок с рождения.Дар непроявляется сам собой — его нужно суметь выявить. Задача родителей дать   возможность детям  ещё  больше  развить  свой  духовный  мир.

6.1.4        Система выявления способностей у детей в детских дошкольных и школьных учреждениях практически отсутствует. К сожалению, традиционно существующая система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Чаще всего в детских дошкольных и школьных учебных заведениях педагоги, занимающиеся развитием творческих способностей у детей, являются самыми низкооплачиваемыми, порой не имеют специального (музыкального, художественного, научно-технического и др.) образования, не заинтересованы в поддержке одаренных детей и продвижению таких детей в будущем.

6.1.5        Неразвитые региональные  системы конкурсов и концертов по выявлению и поддержке одаренных детей. Все мероприятия, которые проводятся в сфере культуры, искусства, технического творчества частично или полностью поставлены на самоокупаемость, что подразумевает высокозатратное участие в них, а также внесение определенного взноса организатора. Такая позиция сразу закрывает возможность участия в такого рода мероприятиях детям из малообеспеченных семей.

6.1.6        Отсутствие систем подготовки специалистов в сфере работы с одаренными детьми. Творческие способности являются уникальной характеристикой личности и феноменом детства, что позволило акцентировать внимание на развитии компетентности руководителей и педагогов ДОУ, повышения их квалификации в области новых научных данных по вопросам детства и творчества. Знакомство детей с культурой и искусством важны не только для становления личности ребенка, но и для самой культуры в плане ее обогащения и развития интегративных функций. В период детства складывается определенная субкультура, в которой создаются специфические способы взаимодействия взрослого и ребенка, смысловое пространство ценностей, особенностей поведения, детского языка и творчества.

6.2 Программа действий в сфере «Культура и творчество»

Для решения проблем реализации творческого потенциала детей, создания прочного фундамента её будущего, требуется целенаправленная социально-экономическая политика, последовательное реформирование экономики, социальной сферы, составной частью которой является эффективная  политика в области защиты детства. Система поддержки одаренных детей должна быть модернизирована в соответствии с требованиями нового тысячелетия.

Необходимы  системы развития инновационного мышления детей, направленные на посильное участие школьников в рационализации производства, подготовку их к творческому труду в разных областях культуры, искусства, техники и науки, участие в работе творческих коллективов взрослых. Предпочтения требуют информационные технологии, электроника, нанотехнологии, робототехника, астрономия и физика, химия, биология, генетика, - все то, что будет востребовано обществом к 2020-2030 годам. Для достижения этих целей необходима реализация следующих мероприятий:

6.2.1   Модернизация образовательных стандартов по  подготовке специалистов в сфере детской культуры и творчества. Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех стадиях их развития и воспитания. Педагоги и психологи, работающие с детьми должны обеспечивать ребенку условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных возможностей творчески настроенных детей, где важнейшим является разработка индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

6.2.2   Внедрение инновационных технологий в сфере реализации возможностей и способностей детей с целью достижения более открытой атмосферы поддержки и развития творчества среди детей, а также обмена методической, психологической и педагогической информации, методик и методологий по работе с детьми. Необходимо создание базы данных, аккумулирующей  проекты и идеи детей,  что позволит не только поддержать творческую инициативу ребенка, его авторство на разработанный продукт, но и в будущем помочь в выборе профессии, сферы деятельности и привлечь в различные проекты, как регионального, так и национального масштаба.

6.2.3    Всесторонняя поддержка общественных организаций, объединений, клубов, центров досуга, способствующих развитию творческих способностей детей. На формирование детского сознания воздействует и включение ребенка в различные виды культурной деятельности - учебу, труд, любительские занятия и самодеятельное творчество, спорт. Именно здесь реализуются потребности в энергетической разрядке, выносливость, целеустремленность. Необходимо поддержать стремления творчески настроенного ребенка, дать возможности говорить ему о своих вкусах и пристрастиях открыто.

6.2.4   Внедрение в образовательные стандарты детских дошкольных учреждений лучших практик по культуре и творчеству. Дети имеют богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

6.2.5    Создание и развитие инновационных образовательных центров, которые могут стать своеобразной школой на пути к творческому труду в производстве, технике, науке нового тысячелетия.Развитию способностей детей могут активно способствовать в таких учреждениях наши современные ученые, общественные деятели, рационализаторы и изобретатели, активно работающие сотрудники инновационных предприятий.

6.2.6     Создание и развитие на современном  уровне, детских кружков и студий по разным видам искусства с привлечением технологий работы по раскрытию творческих способностей у детей. Организация коллективов детского творчества в различных областях культуры, финансирование которых могло бы строиться на основе государственно-частного партнерства, где государство финансировало бы инфраструктуру, а бизнес, используя систему грантов, поддерживал бы талантливых детей.

Формирование системы взаимодействия известных представителей культуры и творчества с детскими коллективами. Необходимо повышение общественной и воспитательной роли представителей сферы культуры, обеспечение социальной и правой защиты институтов культуры и их работников, поддержка национальных традиций. Необходимо обеспечить всему населению, особенно детям, доступ к культурным ценностям за счет восстановления, строительства новых учреждений культуры, укрепления ее инфраструктуры в удаленных регионах.

 

Ваши замечания и предложения просим направлять по адресу: childhood2030@gmail.com

Команда Общественной программы "Детство" ©

Комментарии (0)