Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Детство четырех экранов. Кому на самом деле принадлежат наши дети?

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 30 сентября 2010 г., 18:08

Над этим и другими вопросами задумались участники дискуссионной площадки, которая проходила в научно-педагогической библиотеке им. К. Ушинского 25 сентября в рамках конференции «Энергия будущего. Издатели и рекламодатели для детей и молодежи».

Обстановка «советской библиотеки» создала атмосферу, помогающую взглянуть на проблему взаимодействия детей и современных массмедиа с высоты птичьего полета. 


 

  Общественная программа

Организаторы мероприятия Альянс независимых региональных издателей и Фонд поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» собрали на одной площадке издателей, журналистов, общественников, преподавателей, представителей деловых кругов и госучреждений. Участники дискуссии начали с вопроса: кто будет завтра читать журналы, газеты, книги, если уже сегодня молодежь не проявляет к ним ощутимого интереса? Как привлечь внимание и завоевать доверие детей, если их жизнь протекает под паролями в социальных сетях? Как найти общий язык с представителями поколения Next, которые походят на героев сериала «Школа»? Какие детские и молодежные медиа-продукты могут тягаться с той же «Школой» и «Домом-2»? Что, кроме цензуры, можно противопоставить коммерческому угару современных массмедиа?

 

 

Модератор дискуссионной площадки Вадим Лебедев (президент Фонда «Мое поколение») обратил внимание участников на очевидный факт: дети и молодежь вырастают и воспитываются на 4-х экранах - телевидение, мобильный телефон, кинотеатр, компьютер. Экраны, контролируемые бизнесом, заменяют реальность потребительской картиной мира, сформированной ловким маркетингом. Каким это 4-х экранное поколение окажется через 10-20 лет? Что будет связывать их с Россией, оставят ли они после себя великую страну или будут перемолоты в глобальных проектах, контуры которых видны уже сейчас?

Обозреватель   Обозреватель газеты

Обсуждение непонятных сегодня качеств «гражданина будущего» стало осевой темой дискуссии. Каким должно быть современное воспитание, как должна быть организована образовательная среда и кто может стать ее участниками, кроме продюсеров новостей, режиссеров рекламных клипов и авторов конвейерных реалити-шоу?

Эту проблему вскрыли обозреватель газеты «Трибуна» Наталья Верстова и обозреватель «Независимой газеты»  Наталья Савицкая. По их мнению СМИ, затрагивая тему «детства», сдабривают ужасами и эпатажем: от педофилии и детского порно до криминальных сводок и родителях-злодеях. В прессе отсутствует рациональная риторика, не идет общественная дискуссия о развитии городской, образовательной, информационной сред для детей и путях разрешения современных вызовов детству.

Социологи и педагоги обсудили программы по формированию у детей важнейшей компетенции: умению понимать и анализировать тексты. Была подчеркнута опасность распространения «мозаичного сознания», образующегося под действием «клиповой медиакультуры». Отмечена тенденция взаимного обучения: дети знакомят родителей с новыми технологиями, а те передают детям культурный опыт, развивают ум, учат правильному общению, общественному неравнодушию, противодействию манипуляциям через пресловутое «пространство четырех экранов».

Президент Фонда   Общественная программа

На примере конкретных проектов, реализуемых участниками встречи, были разобраны простые методы превращения СМИ в новую образовательную среду, усилиями писательского, художественного, журналистского сообществ. Так анимационный проект «Новаторы», представляет собой мульт-сериал для детей, раскрывающий роль инноваций в реальной и не очень реальной жизни забавных героев. Сюжеты каждой серии дадут возможность юным зрителям увидеть и осознать, что генерация идей, работа в команде и сознательная выработка важнейших человеческих качеств (взаимовыручка, помощь ближнему, порядочность и т.д.) помогает человеку совершенствоваться, найти свое место в обществе и прожить яркую жизнь. Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского позволяет вовлечь тысячи детей в процесс углубленного чтения, осознание роли, качества литературы, использования чтения для саморазвития.

Итог дискуссии – осознание участниками необходимости замещения порочных медийных практик новыми общественно-деловыми и общественно-государственными проектами, нацеленными на получение новых качеств у детей, развивающих в них Человека с большой буквы. Всецело была поддержана необходимость продолжения работы над «дорожной картой», задающей контуры программам развития детства в России и в мире.

А что Вы думаетет о детстве четырех экранов?

Пресс-служба Общественной программы "Детство"

 

Комментарии (9)

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 aina

    20 февраля 2014 в 12:20

    Очень интересно

    Тема поднятая в статье действительно интересная,
     
    также интересно и комментарий Anri - неужели Вы действительно думаете что запретом все можно исправить? не забывайте, что запретный плод только сладок. Любой опытный родителей наверняка замечал - именно то, что запрещаешь, ребенку - то ему больше всего интересно. Надо не запрещать, а объяснять, предлагать альтернативу, что-то лучшее, и дети сами потянутся - об этом говорит проект Детство, если я правильно понимаю.
       Также хочется отметить по поводу тезиса  - "Из этой дорожной карты должны быть исключены слова о том, что традиционная семья негативно влияет на развития ребенка" - вот честное слово - прочитала всю информацию об этом проекте и статьи об этом и НИГДЕ я не встретила такой фразы, я наоборот в тебе родительство увидела идею крепления семьи, какой бы она не была, что ребенку лучше всего в семье, но если уж с семьей не задалось, то ребенок в этом не виноват и государство и общество должно создать ему все условия, чтобы он развивался не хуже чем другие дети из благополучных семей.
    Ведь подумайте - семья где только один родитель уже признается в нашей стране НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ - но задумайтесь сколько у нас таких семей?? поголовно! и что же им всем считать себя неблагополучными? может уже хватит самим себе врать и начать признавать что семьи к сожалению, бывают разными, вот просто своей головой признать, что да, семьи бывают и такими, и другими и от этого не надо их считать неблагополучными.
    Второй момент, я обратила внимание, что обыватели увидев тезис про стереотип "Родители любят своих детей" понимают его слишком буквально - факт когда этот тезис читает специалист, эксперт то он интерпретирует его как "Хватит думать, что все родители любят своих детей и умеют их воспитывать!", никто ведь не спорит даже (это было слишком глупо) что любовь заложена природой, но проявления этой любви настолько разные, что иногда ужасают!
    Так что конечно все мы любим своих детей, готовы ради них на все, но изучите материалы проекта повнимательнее - в том-то и дело, что прочитав поверхностно обыватели сразу включают свои стереотипы что мол за них хотят решать что делать с детьми, государство хочет детей отнять, институт семьи разрушают намеренно - НЕ ЭТОГО В ПРОЕКТЕ, ни одной строки. И чем дальше, тем больше я убеждаюсь в глубине идей проекта "Детство", они не так банальны как их пытаются воспринять. Мудрее вместо того чтобы обвинять, сначала задать уточняющие вопросы представителям проекта, которые подтвердят или опровергнут ваши подозрения, и лишь потом делайте выводы. Хотя тот факт что автор комментария советует что-то исправить уже говорит о настроенности на взаимодействие в благих целях
     

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Алексей

    20 февраля 2014 в 12:20

    Медийные практики не правят миром...

    Не надо судить по себе. Дети разные, условия их жизни тем более разные. К счастью, в НОРМАЛЬНЫХ семьях, отмеченных взаимопониманием (не путать со вседозволенностью), дети не воспитываются на "Экранах" - они воспитываются на объективной реальности этого мира, которая позволяет им возрастать личностями не подчинёнными духу времени и навязчивому давлению психически-проблемных представителей мировой общественности, пытающихся внедрить в жизнь детей проблемы ими переживаемые.  Большинство детей, та их часть, которая проживает в согласии со своими родителями, может получить колоссальный вред от вмешательства государственно-общественной системы и процесс воспитания детей и формирования ребёнка, как целостной, гармоничной личности.

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Рэд Кюи

    20 февраля 2014 в 12:20

    Как же скучны и неинтересны эти российские семьянины! Ничего кроме сохранения того что есть не могут и не хотят предлагать, наоборот- БОЯТСЯ всего нового! Да. Похоже, пока не изменится этот неизменный со Средневековья институт семьи- Россия так и останется дикой страной, где детей бьют и считают это нормой.

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Nekto

    20 февраля 2014 в 12:20

    Алексею:
     
    И много Вы знаете "нормальных" семей, которые способны защитить ребёнка от власти экранов? Более того - даже в нормальных семьях дети, живущие в согласии со своими родителями, продолжают находиться в зоне риска. Несколько секунд просмотра картинок или видео с насилием или порнографией способны сбить любую, даже самую продуманную "программу", заложенную в детей родителями.
     
    Кстати, уже не одно тысячелетие дети испытывают на себе вмешательство государственно-общественной системы в процессы воспитания детей. Школа, детские сады, вузы - яркий пример такого вмешательства, порой сводящего на нет все попытки родителей воспитать своего ребёнка как духовную личность. Так что колоссальный вред, о котором Вы пишете, уже должен быть нанесён Сколько талантов, да и просто творческих порывов было загублено закостенелой системой образования? Пора задуматься о ликвидации последствий.

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Nekto

    20 февраля 2014 в 12:20

    > кто будет завтра читать журналы, газеты, книги, если уже сегодня молодежь не проявляет к ним ощутимого интереса?
     
    Вопрос в том, что мы предлагаем детям. Опрос, который я в последнее время провожу в своей школе, уже сейчас показывает, что абсолютное большинство детей любит читать для души. На первом месте среди их предпочтений стоит фантастика/фэнтези. Кстати, приходя работать в библиотеки, я каждый раз сталкиваюсь с тем, что самые интересные книги прячутся пожилыми библиотекарями подальше от детей, а на виду стоят потрёпанные, устаревшие (морально в том числе) издания, которые современный ребёнок просто не захочет взять в руки. Стоит лишь выставить "товар лицом" (если он есть, разумеется), как дети начинают сгребать со стеллажей почти всё подряд!
     
    В детской литературе часто проявляется ещё одна проблема - скучный дизайн, который просто не способен конкурировать с современными сериалами, мультфильмами, комиксами и пр. Если рядом стоят ярко иллюстрированная книжка с красочной обложкой и точно такая же по содержанию, но серенькая и невзрачненькая, то какую выберет ребёнок? Я уже давно знаю ответ на этот вопрос, ещё с детства...
     
    > Социологи и педагоги обсудили программы по формированию у детей важнейшей компетенции: умению понимать и анализировать тексты.
     
    О да, это проблема, и немалая. Детей не учат выбирать главное в текстах, компоновать материал, вникать в суть написанного. У системы образования другие задачи, она не учит таким "мелочам". Итог: дети заходят в Интернет, копируют текст с одного сайта, добавляют немного с другого (не вдумываясь в содержание), вставляют картинку - и сообщение готово!!! Знаний - ноль, умений - ноль, зато в дневнике пятёрка! Может, пора уже учить детей учитьСЯ? И пока образование будет направлено на тупое зазубривание трёхсложной (кстати, придуманной людьми, а не природой) терминологии, сдвигов в этом направлении не будет.

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Рэд Кюи

    20 февраля 2014 в 12:20

    Очень правильное замечание: ПОРА УЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ!
    Да. Дети 21 века- это далеко не то, кем были мы в их годы. Они где-то с 3-4 лет осваивают компьютер, лет с 6-8 во всю гуляют по Интернету и общаются в социальных сетях. А нам, впервые увидевшим нормальный компьютер лет эдак в 20, очень трудно его осваивать. То чему ребёнок учится за год, мы постигаем за несколько лет. И это не только по компьютеру! Помню как на нашем форуме одна 13-летняя девочка рассказывала, как долго и трудно ей пришлось УЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ пользоваться словарём Т9 на мобильнике. Причём ей тогда было 9 лет!!!
    Пора наконец-то понять, что дети- это не какие-то "не совсем люди". Это ЛЮДИ БУДУЩЕГО. Пора избавиться от средневекового предрассудка: "Дети малые-неразумные". Детям СВОЙСТВЕННО впитывать информацию подобно губке. Схватывать всё на лету. Поэтому они быстрее нас привыкают к новому. Им претит всё старое. Они хотят жить В НОВОМ ВЕКЕ, а школа и воспитание тянет их назад.
    Конечно сторонники "традиционных ценностей" любят обвинять детей и молодёжь в "бездуховности", что они не хотят осваивать достижения мировой культуры прошлого. А может всё наоборот? Может беда в том, что взрослые не хотят осваивать КУЛЬТУРУ БУДУЩЕГО, потому что им комфортнее и привычнее в прошлом?
    Надо наконец-то ПОНЯТЬ ДЕТЕЙ и сделать выводы.

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Михаил

    20 февраля 2014 в 12:20

    И много Вы знаете "нормальных" семей, которые способны защитить ребёнка от власти экранов

    Все православные и вообще религиозные семьи! Здесь вообще на сайте по-моему воинствующие атеисты засели. "Что, кроме цензуры, можно противопоставить коммерческому угару современных массмедиа?" - у нас православная семья - никакого угара не ощущаем. Телевизор ведь кнопку имеет - не знали?? - его можно просто выключить!

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Лариса Петрова Николаевна

    20 февраля 2014 в 12:20

    институт семьи

    Рэд, вы живете в России и хорошо знаете современную Россию? Широко так,  по всей ее территории? Вы что же, всерьез полагаете, что во всех семьях детей бьют, как пишут "на заказ и злобу дня" многие наши (и не наши) горе-журналисты? Извините, но всем известно, что то, что плавает сверху - дурно пахнет.

    Ответить

  • Убрать из избранного Добавить в избранное 0 Лариса Петрова Николаевна

    20 февраля 2014 в 12:20

    Хоть ответ/комментарий после анонимной заметки, да и не полностью по ее содержанию, но все же кто-то еще,может быть, и прочтет. Как и чему учить и действительно научить ребенка зависит от учителя прежде всего. Установки методистов "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ" - чаще всего чиновничья ерунда. Это я утверждаю на основании слов своего учителя физики, заслуженного учителя РФ, которому сейчас 85 лет, и который только 2 года назад перестал преподавать, "многих совратив на занятия точными науками", как он сам говорил. Он рассказывал, как ему "давали указания", как именно он должен преподавать физику... Сказал и о своем ответе, примерно таком: если вы меня держите в качестве учителя физики, то позвольте мне самому решать, как именно нужно преподавать и обучать физике. Конечно, тут огромный опыт , а в других случаях - я не судья. Однако отсутствие у многих действительных знаний - это следствие неумения думать, рассуждать и "соображать" самостоятельно.
    Лично мне не нравятся высказывания, вроде "школа не учит", "школа чего-то не делает" . В школах есть конкретные учителя, среди которых есть ЛИЧНОСТИ, Педагоги, а есть - "училки".  С личности начинается ВСЕ.  Известно, что "знания - это не то, чему тебя учили, а то, что ты усвоил". Вот в том-то и состоит главная задача любого преподавателя - сделать так, чтобы знания были УСВОЕНЫ. Кроме собственно знаний любой учитель, как бы он ни относился к понятию "воспитание", - воспитывает. Ну, просто всем-всем воспитывает, начиная от своего собственного внешнего вида, манеры общения с учеником, с его родителями, до личного отношения к любому событию в школе, вне ее и вообще в стране. НАЧИНАТЬ НАДО С СЕБЯ!

    Ответить