Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Эффективный инструмент развития инновационного мышления

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 5 мая 2011 г., 14:05

Очевидно, что историческая перспектива России как государства возможна лишь в случае построения настоящей инновационной конкурентоспособной экономики, что в свою очередь самым непосредственным образом ставит на повестку дня проблему воспитания нового поколения, обладающего инновационным мышлением.

Зачастую в сознании людей происходит ошибочное отождествление инновационного мышления с оригинальным или креативным мышлением, что далеко не всегда соответствует действительности. Например, чрезвычайно оригинальная креативная идея может в то же время не иметь абсолютно никакой возможности к практической реализации. Человек с богатым развитым воображением может попросту иметь неадекватные представления о действительности.

Настоящее инновационное мышление является гармоничным комплексом высокого интеллекта, актуализированного творческого потенциала (креативности) и навыков исследовательского поведения. Тесты, проводимые психологами, показывают, что развитие одной из этих составляющих может угнетать, а вовсе не стимулировать, как кажется на первый взгляд, развитие других. Так высоко эрудированные люди, получившие знания из книг, зачастую могут не иметь примитивных навыков получения знания опытным путем, и точно также оказываются неспособными к изобретательству.

Современная средняя школа, унаследовавшая традицию советского образца, еще в более сугубой форме направлена на развитие стереотипного алгоритмического мышления, дрессировки навыков запоминания и воспроизведения информации. Я ни сколько не хочу принизить достоинства учителей, стремящихся научить детей мыслить самостоятельно, но, по моему глубокому убеждению, такие инициативы совершаютя вопреки общей тенденции, достигшей своего апогея в ЕГЭ. И надо честно признать, что данный подход к образованию является несовместимым с идеей воспитания поколения, способного к инновационному мышлению. Если же мы действительно собираемся декларации обратить в материю жизни, для воспитания поколения, способного к созданию инноваций, нам в первую очередь потребуется внедрение инноваций в систему образования.

Одной из таких инноваций может стать использование головоломок в образовательном процессе. И не смотря на то, что первые головоломки появились много веков назад, актуальность этого инструмента в педагогике и его связь с инновационным обществом еще предстоит осмыслить. Однажды, готовясь к международному съезду специалистов по головоломкам, наш отечественный изобретатель В.И. Красноухов составил карту, на которой точками отметил места проживания участников конгресса, и обратил внимание, что существует однозначная зависимость - плотность населения головоломщиков тем выше, чем более инновационно развитым является регион. В лидерах оказались США, но не повсеместно, а лишь район Силиконовой долины и окрестности Масочусетского университета, Япония, Голландия, Германия, Великобритания.

После столь затянувшегося вступления перейдем к сути того, чем являются и почему так ценны в образовании механические головоломки (именно о них и пойдет речь в этой статье). Во-первых, головоломки - это очень увлекательные игрушки, которые вызывают неподдельный интерес как у детей, так и у взрослых. Один из законов Мерфи гласит: «Все приятное либо аморально, либо противозаконно, либо ведет к ожирению». Так вот, головоломки однозначно являются исключением из данного правила.

Задачей в головоломке является действие, интуитивно понятное из конструкции самой головоломки - в идеальном случае к ней не требуется дополнительной инструкции, в себе самой она имплицитно содержит все, что необходимо знать для ее решения. В идеальной головоломке, каковыми являются практически все классические головоломки, парадоксальным образом сочетаются, казалось бы, несовместимые качества: вызывающая простота конструкции, демонстрирующая очевидность невозможности решения, предельная доступность и элегантность решения, сочетающаяся с его крайней неочевидностью. И чем более выражено противоречие сложности в простоте, тем более интересной является головоломка. Человек, решающий головоломку, должен совершить, по сути, невозможную вещь - ведь жизненный опыт, стереотипы и привычные алгоритмы мышления однозначно говорят, что решения не существует и существовать не может. Когда же человек, будучи озаренным внезапным открытием, находит решение, он испытывает ни с чем несравнимое удовольствие.

На первом этапе решения головоломка является объектом исследования. Решатель должен выработать некую систему анализа, разработать стратегию, позволяющую видеть не поверхностное отношение деталей, но вскрывать не очевидные закономерности. И каждая новая головоломка требует своего индивидуального подхода, своей методики, которая лишь частично может быть заимствована из опыта, вынесенного из решения других головоломок. По сути дела занятия головоломками воспитывают в человеке самостоятельного исследователя. Развивают в нем воображение, пространственное и логическое мышление. Человек в интуитивной форме постигает законы математики и физики.

Но это еще далеко не все, головоломки развивают эвристическое, креативное мышление - способность решать новые и нестандартные задачи. Помимо математики и физики в головоломках задействованы законы психологии. Для решения хорошей головоломки недостаточно просто внимательно проанализировать ее устройство, но требуется выйти за рамки шаблонов и стереотипов и совершить свое личное открытие, достигаемое через инсайт.

Существует не малое количество методик развития креативности и технических приемов, направленных на стимулирование изобретательских способностей. Эффективность многих из них не бесспорна. Но в прямой тренировке достижения состояния инсайта с головоломками может конкурировать, пожалуй, только решение не типовых математических задач, что уже давно педагогами взято на вооружение.

Итак, головоломки развивают два из трех базовых элементов, необходимых для полноценного инновационного мышления: исследовательское поведение и креативность.

Отдельным пунктом, не имеющим прямого отношения к инновационному мышлению, но от этого не теряющим своей значимости, хочется отметить важность головоломок для формирования здорового оптимистического мировоззрения. Как было сказано выше, решение головоломки на первых этапах представляется абсолютно невозможным. Фактически оно расценивается как выход из безвыходной ситуации. Для человека, решающего головоломки регулярно, преодоление безысходности становится делом повседневного опыта, что меняет или формирует его мировоззрение на бессознательном уровне. Такой человек внутренне уверен, в какую бы безвыходную ситуацию его не поставила жизнь, решение обязательно существует и, возможно, оно очень просто и красиво.

Ваш покорный слуга, будучи 28 лет от роду, увлекшись головоломками, на себе ощутил такую трансформацию мировоззренческих установок. И надо сказать, что пользу, которую получает личность, формируя такое мировоззрение, трудно переоценить.

Головоломки давно используются педагогами в частном порядке по всему миру, но настоящего системного подхода в этой области до сих пор не выработано. Тем не менее, в результате многолетних систематических занятий головоломками с детьми мной выработан ряд методических приемов, созданы специальные наборы головоломок, ориентированные на различные возрастные категории, разработан ряд принципиально новых головоломок, ориентированных на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также значительным опытом в этой области обладают Дмитрий Певницкий - заведующий лабораторией инновационных игр и игрушек при Московском Дворце Детского и Юношеского Творчества, лауреат международного конкурса изобретателей головоломок, инициатор создания Музея-Студии Головоломок, Владимир Красноухов — изобретатель головоломок, почетный член Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, отмечен Почётным знаком Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Александр Ковальджи - заместитель директора лицея «Вторая школа», соавтор книги «Как решать нестандартные задачи».

Подводя итог, хочется сказать, что внедрение головоломок в образовательный процесс средней школы не является обременительной нагрузкой с экономической точки зрения - необходимое оборудование очень простое и не требует капитальных вложений, тогда как эффект от данного вложения обязательно вернется сторицей.

Комментарии (0)