Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


ОБУЧЕНИЕ – ПУТЬ К БЛАГОПОЛУЧИЮ

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 23 апреля 2012 г., 14:51

 

Всемирным фондом образования при поддержке Международной организации здравоохранения и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) была выпущена брошюра  под названием "ОБУЧЕНИЕ – ПУТЬ К БЛАГОПОЛУЧИЮ".

Цель создания данной брошюры -объединить усилия людей для создания благоприятных условий в обучении детей и молодежи таким образом, чтобы они достигли благополучия. По мнению авторов брошюры, изменение стандартов мышления может привести к новым способам строить свою жизнь в современном мире.

 

 Общественная программа "Детство" рекомендует к просмотру, дополнительные материалы  вы сможете найти в разделе "Образование" на нашем сайте.

 

 

Брошюра Всемирного фонда образования и Европейского консорциума фондов «Обучение – путь к благополучию»:

«Создание волны. Образованиепуть к благополучию» (Creating a Wave. Learning for Well-being)

Перевод с английского

 

 

 СОЗДАНИЕ ВОЛНЫ

ОБУЧЕНИЕ – ПУТЬ К БЛАГОПОЛУЧИЮ

 

Новая Идея

Мы хотим развить и распространить новую идею, которую мы сможем реализовать все вместе в целях формирования нового мира, требующего расширения рамок воображения для новых возможностей.

Мы задаемся вопросом:

Каким образом, объединив усилия, мы можем создать благоприятные условия для обучения наших детей и молодежи таким образом, чтобы они достигли благополучия?

Как создать и распространить вдохновляющую историю, основанную на фактических знаниях и информации, подсказывающую нам различные пути выбора?

 

«Обучение – путь к благополучию» - это всеобъемлющий вовлекающий людей процесс самовыражения как личности, как части человечества в контексте общества, социума и среды существования. Оно вдохновляет нас на поиск путей "становления" себя - жить настоящим, параллельно подготавливая себя к будущему посредством саморазвития, стимулирования себя и создания нового.

 

Создание концепции «Обучение – путь к благополучию» было вдохновлено резолюциями, принятыми основными международными организациями.

Международная организация здравоохранения  определяет здоровье как «Состояние полного физического, умственного и социального благосостояния, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов/ недомогания».
Конвенция ООН о правах ребенка делает акцент на праве ребенка полностью реализовывать свой потенциал и принимать участие в решении вопросов, напрямую влияющих на его жизнь.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) подчеркивает необходимость «защиты прав детей и удовлетворения их базовых потребностей, а также расширения их возможностей к раскрытию своего потенциала».

Согласно определению доклада Международной комиссии по образованию в 21 веке «Обучение как ценность», представленного в ЮНЕСКО в 1996 году, существуют "4 столпа обучения": обучение для знаний, обучение для действий,  обучение для бытия и обучение для того, чтобы жизни в обществе При этом подчеркивается, что обучение - это процесс.

Совет Европы описывает благополучие как общечеловеческое право, используя фразу "Благополучие для всех", чтобы охватить и благополучие индивида, и общества, а также глобальное благополучие, распространяющееся на будущие поколения.

В условиях современного мира, насыщенного информацией и средствами коммуникации, программа «Обучение – путь к благополучию» - это мощный инструмент общества, который расставляет приоритеты и способствует приобретению различных навыков, необходимых в 21 веке.

Изменение стандартов мышления может привести к новым способам строить свою жизнь в современном мире.

 

Смена парадигм

О детях

Необходимо воспринимать детей как равноправных партнеров, делая акцент на осознание личной ответственности, а не на факте послушания.

Об обучении

Не стоит воспринимать обучение исключительно как процесс познания. Обучение – это комплексный многогранный процесс.

О здоровье

Нужно прекратить делать акцент на болезнях и способах их лечения, важно сконцентрироваться на здоровье и благополучии.

Об образовании

Требуется переход от стандартизированной модели обучения к модели, направленной на развитие личности ребенка.  

Об обществе

Необходимо перейти от разовых решений к системным при реализации соответствующей политики и в обществе в целом.

Путь к благополучию.

Наше видение:

«Обучение – путь к благополучию»: Речь идет о формировании такого мира, в котором люди будут учиться, как полноценно участвовать в жизни общества и раскрыть свой потенциал, найти себя, жить настоящим и при этом развиваться, ставить перед собой новые задачи и формировать свою личность ради будущего в гармонии с собой, семьей и друзьями, обществом и миром в целом.

Благополучие – это реализация наших уникальных индивидуальных возможностей через физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное развитие в отношении самого себя, остальных и окружающей среды.

Цель

Вдохновить, привлечь людей и позволить им преображать окружающее пространство с тем, чтобы сделать его подходящим для реализации идей программы «Обучение – путь к благополучию» для детей и молодежи.

Задачи

Участие детей и молодежи в жизни общества

Дети и молодежь все более активно участвуют в жизни общества, их голоса все чаще бывают услышаны. Они принимают участие в формировании политики, влияющей на окружающую среду, в которой они обучаются.

Надежный выбор

Приобретая ценности, модели поведения, перенимая опыт, все больше детей и молодых людей стремятся и имеют возможность делать надежный выбор в пользу своего благополучия и благополучия тех, кто окружает их в течение их жизненного пути.

Уникальность

Все больше детей осознают уникальность и многообразие способов обучения и развития (а взрослые прислушиваются к ним, воодушевляют их и помогают им применить на практике это понимание).

Межсекторальное сотрудничество

Все больше учителей, родителей, СМИ, представителей сферы информационных и коммуникационных технологий, здравоохранения и социальной опеки понимают связь между образованием и благополучием, а также способствуют адаптации окружающей среды для обучения в целях достижения благополучия.

Партнерские отношения

Все больше молодежных организаций, правительств и других участников, представляющих различные сферы социальной жизни, сотрудничают с нами в создании товаров и оказании услуг для поддержания наших коллективных усилий и внедрения в их работу нашего подхода «Обучение – путь к благополучию».

 

Концептуальная основа

Благополучие – это реализация наших уникальных индивидуальных возможностей через физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное развитие в отношении самого себя, остальных и окружающей среды.

  

Путь к благополучию требует делать акцент на раскрытии индивидуального потенциала каждой личности, жизненной энергии и качеств, которые придают смысл, цель и направление развития жизни каждого.

Мы верим, что для такого раскрытия нам необходимо понимать наши внутренние процессы – как мы живем, как мы учимся и развиваемся (внутреннее многообразие).

Нам необходимо оттачивать способы, с помощью которых мы общаемся и выражаем себя: как создавать качественные отношения с самим собой, с остальными, с окружающей средой, в которых мы обретаем себя (взаимоотношения/общение).

Нам необходимо понимать, что обучение в целях достижения благополучия требует от нас нести индивидуальную ответственность, нарабатывать практический опыт, делать выбор, принимать участие (обязательства/участие).

Наконец, нам необходимо осознать, что наши жизни динамично переплетаются с системами внутри и вокруг нас (организация личности/перспективы жизненных систем).

 

Подходы:

Для руководителей, заинтересованных в достижении детьми благополучия, ориентирами для реализации подхода «Обучение – путь к благополучию» могут стать пять определяющих компонентов:

1.     Принятие детских взглядов

Необходимо переключиться с взрослого отношения к детскому благополучию на подход, учитывающий точку зрения ребенка, признающий субъективные детские взгляды на их личное благополучие и роль детей в качестве наблюдателей за жизнью, что является предпочтительным методом оценки их благополучия.

2.     Побуждение раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка

Следует учитывать, как дети могут полностью раскрыть их богатый потенциал на основе идей развития и процветания, благодаря  успешному преодолению преград и устойчивости, а также на базе признания качеств, которые придают смысл, цель и направление жизни каждого человека.  

3.     Акцент на сильных сторонах и разных способах мышления

Нужно четко делать акцент на сильных сторонах ребенка, стимулируя развитие их положительных качеств, убеждений, моральных устоев, моделей поведения и способностей, чтобы предоставить ребенку ресурсы, необходимые для успешного самосовершенствования в течение жизни, а также для понимания и применения различных способов общения, восприятия информации и обучения.

4.     Сущность и качество отношений как приоритет

Необходимо правильно использовать серьезное и всеохватывающее влияние общения и нахождения в обществе на ребенка. Способность развивать, поддерживать и укреплять наше взаимодействие с окружающими имеет фундаментальное значение для благополучия детей, их обучения и приобретения ими жизненного опыта.

5.     Целостный подход

Концепция «обучения тому, как обучаться» охватывает не только наращивание интеллектуального потенциала, но также затрагивает эмоциональные, социальные и познавательные аспекты, которые необходимы для тех, кто обучается в течение всей своей жизни и склонен к упорству, любознательности, самопознанию и сотрудничеству. Это требует целостного подхода к личности человека, к процессу обучения и ко всей системе.

 

Правила программы «Обучение – путь к благополучию» для детей

Признавая, что благополучие настоящего и будущего детей должно быть приоритетом по этическим, социальным, демографическим и экономическим причинам, мы  утверждаем, что нижеприведенные правила должны являться основой европейской политики, направленной на обеспечение благополучия детей.

Каждое из этих правил имеет прямое к обучению в целях благополучия.

1.     Все слои общества должны участвовать в разработке и реализации политик на всех уровнях. Это касается семей и сообществ, а также организаций и специалистов.

2.     Все участники разработки политических курсов – внутри стран и в рамках Европейской комиссии - должны внести свой вклад в благополучие детей посредством побуждения национальных правительств к принятую единого плана по достижению благополучия детей на основе подхода, вовлекающего все правительство и затрагивающего все общество. Такой план должен быть всеобъемлющим и предполагать предупредительные меры, чтобы быть эффективным, результативным и сбалансированным. План также предполагает переориентацию образования, системы здравоохранения и социального обеспечения на совместную работу по продвижению принципов благополучия.

3.     Дети должны лично участвовать в процессе принятия решений, которые в дальнейшем будут влиять на  их жизни – голоса детей должны быть учтены, рассмотрены и представлены на соответствующем уровне.

4.     Нужно, чтобы границы этой политики выходили за пределы структурных условий, оказывающих негативное воздействие на жизнь детей (например, проблемы бедности, неравенства; ресурсы окружающей среды и общества), и учитывали также индивидуальные, социальные и духовные аспекты детского здоровья и благополучия.

5.     Позитивный, целостный и системный образ мышления должен лежать в основе подхода к детскому благополучию. Предпочтение должно отдаваться прямому контакту с ребенком как целостной личностью с упором на его сильные стороны, развитие навыков и признание уникального потенциала каждого индивида.

6.     Благополучие детей должно измеряться и контролироваться путем оценки ряда объективных и субъективных показателей благополучия. Необходимо учитывать субъективные точки зрения детей, использовать реальные показатели и применять целостный всеобъемлющий подход к обучению ребенка. Законодательство, политические курсы и структуры, которые занимаются благополучием детей, требуется регулярно оценивать и обновлять.

 

Совместная программа,

Коллективное воздействие

Всемирный фонд образования играет роль катализатора усилий для оказания коллективного воздействия. Речь идет о совместном креативном сотрудничестве между организациями из различных секторов и специалистами в различных областях, которые объединяют свои программы в целях достижения благополучия для всех.

 

1.     Разработка совместной программы, единого подхода и общедоступного языка

Европейский консорциум фондов «Обучение – путь к благополучию» ведет разработку справочника по своей программе, который служит целям создания совместной программы различных акторов, а также единого подхода и единого общедоступного языка, являющиеся основой для совместных действий. Переосмысление методики объединения усилий требует основательных размышлений, принятия обязательств и может быть выполнено только при участии всех заинтересованных лиц, особенно молодых людей.

 

2.     Единая система и методика оценки

Концепция «Обучение – путь к благополучию» позволяет фонду применять единый подход и руководствоваться совместной программой, которые задаются в справочнике и при этом служат основой для единой системы оценки результатов этой политики, позволяющей оценить меру нашего успеха, например, благодаря опросам наших партнеров «Голос детей».

3.     Взаимодействие в целях повышения эффективности

Каждый участник программы ведет проекты, которые дополняют друг друга и приносят пользу совместной повестке дня. Очевидно, что каждый партнер сам определяет объемы своего вклада в общее дело, но наша цель – объединенные усилия на национальных и международном уровнях.

Что касается национального уровня, «Эльхам Палестина» (Elham Palestine) является общенациональной программой, которая отбирает, поддерживает и распространяет инновационные инициативы, которые способствуют реализации политики «Обучение – путь к благополучию». При выполнении программы используется помощь партнеров для распространения этого опыта и увеличения масштабов проектов. Всемирный фонд образования учреждает фонды, призванные распространять и повторять этот опыт в Европе.

На международном уровне после учреждения Европейского консорциума фондов «Обучение – путь к благополучию» Всемирный фонд образования привлекает своих партнеров для создания движения гражданского общества. Учитывая нашу приверженность принципам активного участия молодежи, мы содействовали созданию молодежного движения «Обучение – путь к благополучию». Также ведется создание Альянса НПО для дальнейшего продвижения справочника по нашей политике.

Чтобы установить новые партнерские отношения и укрепить уже имеющиеся, мы инвестируем в способности наших партнеров вести совместные действия и реализовывать наши программы (название проекта – «Взаимное обучение – путь к благополучию.   

4.     Непрерывные контакты

Партнерские связи подкреплены поддержанием непрерывного общения между участниками наших альянсов. Мы с интересом прислушиваемся друг к другу и ведем совместное планирование. Членские организации и их представители проводят регулярные встречи, налаживая взаимодействие, укрепляя взаимоуважение и доверие.

 

5.     Принципы оказания поддержки

Всемирный фонд образования оказывает содействие созданию альянсов на начальном этапе. Они постепенно становятся более независимыми, управляемыми своим собственными попечителями и имеющие собственный секретариат. Наша организация выполняют общую функцию поддержки, обеспечивая доступность результатов работы одного из альянсов для всех остальных и последовательность всех инициатив.

 

«Обучение – путь к благополучию»

Европейский консорциум фондов

Чтобы поддержать этот подход, Европейский консорциум фондов «Обучение – путь к благополучию» готовит информационный справочник по своей политике: «Обучение – путь к благополучию: приоритет детской и молодежной политики в Европе: Путь к изменениям». Справочник охватывает различные области (здоровье, моральное благополучие, социальные отношения, образование и т.д.), фокусируется на современных, междисциплинарных исследованиях успешных практических наработок, и, самое главное, он провозгласит принципы, позволяющие успешно воплотить в жизнь программы и идеи.

http://www.eiesp.org/site/pages/view/72.html

 

C 2007 года издания Европейское видение глобальных вопросов здравоохранения; Справочник по нашей политике при поддержке Европейского центра фондов и некоторых членских организаций, таких как Фонда Калуста Гульбенкьяна (Calouste Gulbenkian Foundation) и Всемирного фонда образования (Universal Education Foundation), стали ценным инструментом для разработки политических курсов в данной сфере. Вдохновлённый этим удачным примером, Консорциум решил осуществить такую же попытку по обучению способам достижения успеха и благополучия. Профессор Илона Кикбуш (которая руководила первоначальным процессом) была назначена руководителем и автором этой программы.

Нынешними членами Консорциума являются: Bertelsmann Stiftung, Фонд Ивенса (Evens Foundation), Freudenberg Stiftung, Фонд мира Герран-Эрме (Guerrand-Hermes Foundation for Peace), Фонд Короля Бодуэна (King Baudouin Foundation), Robert Bosch Stiftung и Всемирного фонда образования (Universal Education Foundation).

Работа над справочником по нашей политике поддерживается организацией Фонд Калуста Гульбенкьяна (Calouste Gulbenkian Foundation).

 

Новая парадигма для нового века

Обучение – путь к благополучию: приоритет детской и молодежной политики в Европе

Путь к изменениям

В целях обеспечения инклюзивности программ (вовлечения в программы обучения наиболее широкого круга участников), разработан справочник по нашей программе, составленный на основе консультаций с многочисленными заинтересованными участниками. В ноябре 2010 года при поддержке организации Guerrand-Hermes Foundation for Peace (Фонд мира Герран-Эрме) была организована экспертная встреча. В ней приняли участие 20 экспертов высочайшего уровня из стран Европы, а также из США, Канады и стран Ближнего Востока, специализирующихся в различных областях по линии исследовательской деятельности, разработки и реализации государственной политики и конкретных проектов (социальная политика, социальные отношения, медицина, психология, образование, здравоохранение и т.д.), затрагивающих насущные жизненные вопросы детей и молодежи. Эти эксперты подготовили методику достижения наиболее эффективного подхода к составлению справочника по программе «Обучение – путь к благополучию».

Представители Европейского молодежного движения «Обучение – путь к благополучию» также были приглашены на эту встречу, чтобы убедиться в том, что взгляды молодежи полностью учтены. Весной 2011 года первый полноценный проект документа был направлен для оценки экспертам, молодежным организациям, фондам, НПО, европейским и международным организациям. В Европейском центре фондов на полях ежегодной конференции (в мае) были организованы специальные встречи. Также проведены встречи с молодежью в ходе двухдневного семинара, одним из спонсоров которого выступила программа «Молодежь в действии» (в июне). Дальнейшие консультации с НПО продолжились на совещании в Европейском парламенте в сентябре, а также в ноябре 2011 года в ходе двухдневной экспертной встречи по вопросам благополучия детей, организованной Организацией экономического и социального развития (ОЭСР) совместно с Евросоюзом, Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Консорциумом.

Справочник по программе «Обучение – путь к благополучию» будет представлен в феврале 2012 года в ходе однодневной конференции. Участники конференции моделировали сценарии развития общества в различных странах мира по мере реализации программы «Обучение – путь к благополучию». Конференция была организована при финансовом содействии организаций Robert Bosch Stiftung, Фонд Ивенса (Evens Foundation) и Всемирный фонд образования (Universal Education Foundation).

 

Примеры

Существуют различные виды инициатив по поддержке программ улучшения навыков и повышения компетенции в целях достижения благополучия.

 

Программы Bertelsmann Stiftung – Anshub.de («хорошие и здоровые школы») и Kitas bewegen («хорошие и здоровые детские сады») – направлены на создание благоприятной здоровой атмосферы, способствующей обучению детей. Они реализованы в ряде региональных министерств образования в Германии через государственно-частные партнерства. Эти проекты связывают воедино здравоохранение и образование, продвигая инициативы в сфере здравоохранения для достижения долгосрочного улучшения качества образования и обучения в общем контексте развития детей. Показатели успешности реализации программ включат в себя различные аспекты процессов обучения и преподавания, лидерства и управления, а также качества атмосферы, царящей в школе, и культуры.

www.bertelsmann-stiftung.de/cps/rde/xchg/SID_2FTBC698-3FD87EE4/bst/hs.xsl/336.htm

 

Фонд Ивенса (Evens Foundation) оказал поддержку распространению настольной игры “Belfedar”, подразумевающей сотрудничество ее участников. Этот проект – результат сотрудничества Университета мира и Фонда Ивенса (Evens Foundation). Настольная игра побуждает к общению в конструктивном ключе и развитию чувства принадлежности к определенной группе, способствуя развитию полезных социальных навыков, что позволяет предотвращать насилие и решать конфликты мирным позитивным путем. Игра разработана для достижения лучшего понимания себя и окружающих, развития самооценки, побуждения к творческому самовыражению, выработки умения управлять эмоциями, слушать других и т.д. 250 заданий игры предполагают активное и интерактивное участие (пантомима, рисование, письмо, пение и т.д.). Цель заданий – создать приятную игровую атмосферу с применением различных способов выражения мыслей и идей. Настольная игра также предоставляет всем возможность применить свои особые таланты. Таким образом, игроки объединяют свои силы и способности для успешного выполнения заданий. Существует версия игры на французском языке. Фонд Ивенса (Evens Foundation) планирует перевести ее на другие европейские языки.

www.evensfoundation.be

 

Freudenberg Stiftung: Образовательная инициатива «Одна квадратная миля» направлена на повышение качества обучения детей в неблагополучных кварталах. Организация Freudenberg в течение десяти лет в этих кварталах реализует проект в одной начальной школе для ее превращения в образец улучшения качества обучения в школах, в которых обучаются дети из неблагополучных семей. Цель инициативы – улучшить навыки детей, которые помогут им в жизни, и лучше подготовить их к переходу в среднюю школу. В рамках программы акцент делается на улучшение качества обучения и более эффективное развитие детского потенциала, которые поддаются измерению.

www.freudenberstiftung.de

 

Фонд Короля Бодуэна (Бельгия) на протяжении многих лет работал над темой детской бедности. Цель фонда – улучшение политики в этой области по многочисленным направлениям. Фонд поддерживает проекты НПО, нацеленные на реализацию программы «Прислушаться к детям, живущих в бедности». Результаты были опубликованы в методическом пособии, составленном совместно с бельгийским офисом ЮНИСЕФ. Фонд Короля Бодуэна также предоставил площадку для выступления профессионалов, работающих с детьми, для достижения лучшего понимания положения детей, сталкивающихся с бедностью. Фонд организовал совместно с Бельгией как председателем Совета Европейского союза конференцию «Кому какое дело? План выработки рекомендаций по борьбе с детской бедностью». Начиная с 2012 года, Фонд Короля Бодуэна сосредоточится на программах для детей раннего возраста из неблагополучных семей. Цель проектов – развитие службы опеки за детьми в дневное время и вне школы, привлечение внимания тех, кто готов в этом помочь, и учителей к особому положению детей из неблагополучных семей, побуждение политического руководства к международным обменам для выявления наиболее успешных практических наработок и учета наиболее актуальных исследований.

www.kbs-frb.be

 

Фонд мира Герран-Эрме поддерживает инициативы, реализуемые в школах (Колумбии и Англии) и направленные на развитие склонности детей к обучению, любви к обучению, самостоятельности и воображения, веры в чудо и радости открытий. Данный подход побуждает детей к поиску собственной душевной основы, развитию умения жизни в сообществе, учит их ценить и уважать окружающих.

www.ghfp.org/education/Ins.aspx

 

RobertBosch Stiftung вручает еженедельную премию «Немецкая школа», транслируемую по телевизионной сети ARD, школам, достигшим наибольших успехов, чьи ученики несут ответственность за свое обучение, где царит атмосфера участия, идет насыщенная многообразная школьная жизнь. Организация отмечает школы, распространяющих метод самостоятельного обучения с применением инновационных методов индивидуального подхода к каждому ученику как к личности в соответствии с ее интересами, способностями, различной культурной и национальной принадлежностью, полом и уровнем подготовки. Организация ценит школы, в которых всеми разделяется и поддерживается атмосфера взаимоуважения, мирного разрешения конфликтов и аккуратного отношения к вещам; где личное вовлечение, демократические принципы участия и чувство солидарности характеризуют учебных процесс во время уроков, в школе и за ее пределами.

www.bosch-siftung.de

 

 

Комментарии (0)