Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Семья и родительство

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 1 ноября 2010 г., 2:24

 Предлагаем Вашему вниманию направление Системы действий в интересах детства, разработанной экспертами Общественной программы "Детство":

 

 Семья и родительство

Семья и компетентное родительство являются фундаментальной основой полноценного детства. Им принадлежит решающая роль в определении перспектив молодого поколения. В последние десятилетия самыми передовыми их представителями реализуются ценности нового времени:  атмосфера счастья, любви и взаимного доверия между детьми и родителями.  Недооценка важности концепции семьи и компетентного родительства является одной из главных причин роста детской безнадзорности,  беспризорности и социального сиротства.

 


 

В связи с этим,  определены основополагающие инструменты данного направления: создание благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка,  и как обязательное условие реализации - повышение родительской компетентности. Данный инструментарий позволяет создать условия для раннего воплощения в жизнь творческого потенциала ребенка, укрепления взаимоотношений между детьми и родителями, реализации полноценного развивающего детства, а также создает основу для инновационных региональных прорывов в будущем.

 

1.1 Проблемы и тенденции в сфере «Семья и родительство»

1.1.1       Недостаточнаяматериальнаяобеспеченностьсемьи

 

 

Хроническая бедность российских семей остается основным  препятствием на пути удовлетворения потребностей, защиты и поощрения прав и интересов детей. Она не только отражается на  демографической ситуации, но и осложняет воспитание детей, ограничивая родительские возможности по созданию насыщенной развивающей среды вокруг ребенка, нередко становится причиной разрушения семьи как таковой.

 

 

Недостаточная материальная обеспеченность лишает родителя возможности полноценно выполнять свои функции по раскрытию талантов, образованию и вовлечению ребенка в  цивилизационные процессы посредством высоких технологий и коммуникационных возможностей.

 

 

Бедность способствует возникновению в семье эмоционально непереносимой обстановки постоянного стресса, вызванного необходимостью борьбы за выживание, делает ее подверженной социальным болезням, таким как пьянство и наркомания, провоцирует действия, приводящие к лишению родительских прав, уходу ребенка из неблагополучной семьи, усугубляет социальное сиротство.

 

 

1.1.2        Стесненные жилищные условия

 

 

Недостаточная материальная обеспеченность и отсутствие эффективных механизмов государственной поддержки лишает многие российские семьи возможности улучшить свои жилищные условия.  От наличия или отсутствия у ребенка личного пространства и того, как оно организовано, зависит и детское времяпрепровождение, и возможность самостоятельного творчества. От этого во многом зависят успехи в процессе получения знаний, что отражается на траекториях развития  ребенка в будущем.

 

 

1.1.3 Недостаточные возможности для осуществления родительской роли

 

 

Полноценное и эффективное осуществление родительских функций требует значительного времени, которым не всегда располагают работающие родители. Особенно явно это выражено в неполных семьях и  семьях, где работают оба родителя. В первую очередь это касается женщин, перед которыми часто возникает выбор: продолжать ли карьеру и повышать свой профессиональный уровень или рожать ребенка и становиться матерью - ведь детородный возраст совпадает со временем получения профессии и построения карьеры. Такая ситуация обусловлена несовершенством трудового законодательства и почти полным отсутствием стимулирования и развития практики совмещения профессиональной и родительской деятельности в современном обществе.

 

1.1.4 Низкий уровень родительской компетенции

 

Роль родителя в современном обществе требует особых знаний, умений и навыков по компетентному сопровождению сложнейших вопросов, связанных со здоровьем, интеллектуальным и физическим развитием ребенка, его образованием. В современных условиях, цепочка передачи базовых знаний по уходу за ребенком, от поколения к поколению, оказалась разомкнутой. Многие современные родители демонстрируют крайне низкий уровень компетентности в отношениях с детьми. В некоторых вопросах современные дети разбираются гораздо лучше, чем их отцы и матери.

 

 

1.1.5 Отсутствие легитимности в отношении новых форм семейной жизни

 

 

В последние десятилетия наблюдается негативная тенденция снижения количества   нуклеарных семей и увеличение доли  новых форм совместной жизни. Это не только гражданские  браки, временные или гостевые, но и такие формы совместного проживания, как мать + ребенок, мать + ребенок + бабушка (дедушка), отец + ребенок и др. Если исходить из того, что   форма семейной жизни, определяет первоначальные возможности ребенка,  как материальные, так и социальные, то это напрямую касается выбора его дальнейшей жизненной траектории. Подобные формы совместной  жизни игнорируются государством, демонстрируя экономическую и юридическую незащищенность,  как самих родителей, так и рожденных в таких семьях детей. Социальный статус ребенка в таких семейных формах часто называют «неблагополучным», что накладывает на него дополнительный моральный груз.

 

1.1.6 Низкий уровень жизни неполных семей

 

Государственная социальная поддержка неполных семей не имеет целенаправленной эффективной политики. В неполных семьях возможности родителя полноценно выполнять свои функции значительно ограничиваются необходимостью в одиночку обеспечивать не только достаток, но и развитие ребенка. При недостаточном материальной поддержке семьи это означает почти полную невозможность эффективно выполнять свою родительскую роль.

 

1.1.7 Насилие в семье

 

Совершенно неприемлемая в цивилизованном обществе практика телесных наказаний и психологического подавления, унижающих человеческое достоинство ребенка, разрушающая эмоциональную связь в семье, должна быть полностью искоренена. В результате неудовлетворительной работы надзорных и законодательных  органов случаи насилия в семье, в том числе и сексуального характера, остаются без должного преследования и продолжают увеличиваться.

 

1.1.8 Криминализация детства

 

Неблагоприятные отношения в семье, бедность, недостаток личного пространства, отсутствие у родителей свободного времени для организации и проведения досуга с детьми в совокупности являются причинами того, что дети подпадают под влияние улицы. Невозможность реализовать свой потенциал и талант в среде законопослушных граждан и непрочность жизненных ориентиров у подростков толкает их в руки криминальных структур. Многие дети, оказавшиеся без должного контроля со стороны семьи, оказываются втянутыми в преступные сообщества, подвергаются эксплуатации, становятся частью секс-индустрии.  

 

 

1.1.9 Правовое невежество

 

 

Наблюдается неразвитость института  семейного права в России. Уровень осведомленности детей и родителей даже о тех немногих правах, что у них есть, остается крайне низким. Внутрисемейные вопросы продолжают восприниматься как сугубо частные. Права и обязанности между членами семьи по отношению друг к другу и к обществу, а также права и обязанности родителей и детей определены нечетко и нуждаются в доработке и дополнительном доведении до сведения граждан.

 

 

1.2 Программа  действий в сфере «Семья и родительство»

 

 

Семья и дети должны стать приоритетными ценностями, стать естественной и желанной целью реализации возможностей каждого. Для этого необходимо, чтобы объектом социального развития стала именно семья, а не ребенок или женщина и, тем более, не абстрактные показатели воспроизводства народонаселения. Добиться этого невозможно без изменения статуса родителя.

 

 

 

Необходимо создание  привлекательной модели семейного пространства. Преодоление распространенного в настоящее время стереотипа, что семья и родительство - обременительны, усложняют жизнь и мешают самореализации и карьере взрослого.

 

 

 

Роль родителя в современном мире требует особой компетенции, которую можно получить посредством самообразования или специализированной подготовки. Сделать эти процессы общедоступными можно только в результате сплоченных усилий государства, общества и бизнеса. Только компетентный родитель сможет отказаться от концепции оградительного детства и превратиться из контролера и надзирателя в друга и наставника

 

 

1.2.1. Разработка индикаторов и социальных стандартов для оценки материального благополучия семьи.Индикаторы  потребления семьи с детьми,  в зависимости от состава и возрастных показателей, не могут базироваться исключительно на доходах семьи, поскольку этот показатель является относительным и в разных регионах один и тот же уровень доходов может быть как удовлетворительным, так и не удовлетворительным. Индикаторы  должны базироваться на социологических и статистических данных и включать в качестве единиц измерения такие дефиниции, как продуктовая потребительская корзина семьи, наличие или отсутствие отдельной помещения  для ребенка или выделенного для занятий места, наличие или отсутствие книг в месте проживания семьи, обеспеченность ребенка технологиями, необходимыми для получения знаний (например, компьютером, выходом в интернет и т.п.). Состоятельность семьи должна оцениваться комплексно с учетом всех этих показателей и в зависимости от результатов оценки должно выноситься решение о необходимости и размере материальной поддержке семьи.

 

 

 

1.2.2. Гарантированный доступ ребенка к высоким технологиям и коммуникационным системам. Даже дети в семьях, чей доход не позволяет в полной мере обеспечить наукоемкую образовательную среду в домашних условиях, должны гарантированно иметь доступ к современным технологиям. На это должна быть направлена градостроительная и образовательная политика. Это обеспечивают развивающие центры и парки, в которых все современные технологии доступны для совместного использования детьми и родителями. На базе школ, библиотек, детских дошкольных учреждений для ребенка должны работать разнообразные образовательные центры, предлагая ребенку избыточный выбор творческих развивающих программ.

 

 

1.2.3. Профессионализация родительства. Оказание семье материальной поддержки со стороны государства и общества должно быть жестко увязано с добросовестным и компетентным выполнением родителями своей роли. Необходимо организовать стимулирование удовлетворяющих этому требованию семей. Это должно быть достаточным для поддержания достатка, так чтобы уровень жизни семьи не снижался от того, что родителям приходиться сократить время, которое они тратят на зарабатывание средств существования. Трудовое законодательство должно предусматривать разностороннюю систему льгот для компетентных родителей от предоставления укороченного графика работы и перевода на удаленную работу или ненормированный рабочий график, до предоставления продолжительных отпусков и перевода на неполную ставку. Поддержка должнаа быть многоуровневой и учитывать количество и возраст детей в семье. Подобные условия должны быть предусмотрены и для студентов-родителей.

 

 

1.2.4. Создание образовательно-творческих коллективов. В таких коллективах дети должны участвовать совместно с родителями. В рамках образовательного процесса такие коллективы, используя методику проектов, могут производить реальные ценности, демонстрируя значимость творческого созидательного процесса в реальном мире. Такие коллективы могут быть организованы на базе образовательных учреждений или в развивающих центрах. Участие в них будет способствовать большему вовлечению родителей в жизнь детей.

 

 

1.2.5. Создание разноуровневых родительских самоуправлений.Государство и общественные организации должны оказать содействие в организации разноуровневых родительских комитетов и самоуправлений для решения бытовых и организационных вопросов в жизни детей микрорайона, района, муниципалитета, города и.д. Примером могут служить муниципальные и/или жилищные самоуправления. В работе этих родительских самоуправлений должны принимать участие местные администрации и представители местных образовательных учреждений и системы здравоохранения.

 

 

1.2.6. Разработка образовательных программ по повышению родительской компетенции. Формирование учебных комплексов должно охватывать весь спектр необходимых родителям знаний, начиная от осознанного решения о рождении ребенка и подготовки к зачатию и родам и до обретения ребенком полной самостоятельности в обществе. Они помогут значительно снизить количество детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, окончательно искоренить телесные наказания. Инициация специализированных курсов повышения родительской компетенции с учетом национальных и региональных особенностей для воспитания межнациональной терпимости и адекватного сосуществования с представителями иных культур.

 

 

1.2.7. Разработка просветительских программ и виртуальных ресурсов  повышению родительской компетенции.Необходима организация пропаганды компетентного родительства и полноценного развивающего детства. Обеспечение подготовки преподавательского состава для  специализированных курсов по повышению родительской компетенции. Подготовка таких специалистов может быть организована на базе уже существующих в разных городах родительских клубов и самоуправлений с последующей государственной сертификацией. Организация горячих телефонных линий психологической помощи родителям, оказавшимся в затруднительном положении. Организация и проведение тендеров на разработку индивидуальных курсов и пособий по повышению родительской компетенции. Такие курсы и пособия могут распространяться как в печатном виде (брошюры, буклеты, книги, методологические издания) так и на цифровых носителях (CD, DVD, BD).

 

 

1.2.8. Выделение помещений для мероприятий по  повышению родительской компетенции. Помещения должны выделяться в максимальной близости к образовательным и детским зонам, обеспечивая таким образом образом образовательные мероприятия в шаговой доступности, что позволит родителям совмещать занятия с общением с детьми.

 

 

1.2.9. Введение института защиты прав семьи. Подобно существующим уже институтам по защите прав человека и защите прав детей необходимо ввести омбудсмена или организацию, защищающую права семьи. Этот институт необходим для комплексного подхода в разрешении сложных и конфликтных ситуаций таким образом, чтобы безоговорочный приоритет всегда отводился сохранению семьи как наилучшей среды для воспитания ребенка,  предпринимались бы все надлежащие меры по разрешению материальных и социальных проблем семьи.

 

 

1.2.10. Адресная материальная помощь семьям с детьми-инвалидами. Решение о размере дополнительной материальной помощи должны приниматься в индивидуальном порядке муниципальными родительскими самоуправлениями.  В рамках специализированных программ по повышению родительской компетенции необходимо внедрять современные технологий по оказанию консультативной помощи в реабилитации, воспитании детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации.

Ваши замечания и предложения просим направлять по адресу: childhood2030@gmail.com

 

Команда Общественной программы "Детство"

Комментарии (0)