Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Вызов будущему поколению – быть самим собой

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 24 января 2011 г., 18:41

В последнее время развернулось много дискуссий о модернизации и развитии системы общего образования страны. Мы стали часто слышать такое понятие,  как «Новая школа». Что же оно обозначает? Соответствовать новым экономическим и социальным реалиям?

 


 

Дмитрий Медведев в рамках послания (Обращение Президента России Дмитрия Медведева с Посланием Федеральному Собранию  5 ноября 2008 года) заявил, что в школе дети должны получать возможность проявлять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире, к каждому ребенку должен быть применен индивидуальный подход, а это значит что каждый из нас, а в особенности дети, столкнется с вызовом нового времени – быть самим собой.

Но нужно помнить, что основу вышесказанному, в первую очередь, закладывают родители.

Было бы несправедливо упрекать родителей в нелюбви к своим детям. Но дело в том, что родители любят детей так, «как умеют», а ребенку часто нужна другая любовь, основное свойство которой – дружественный настрой по отношению к ребенку. Главная родительская задача состоит в том, чтобы не подгонять ребенка под свое мировоззрение (которое, в свою очередь, сложилось под влиянием прародительских ошибок и разных жизненных обстоятельств). Приоритетными должны быть особенности ребенка, а не собственные взгляды, требования общества, оценки окружающих, свое представление о должном… это то, от чего родители должны освободиться вообще. Нельзя применять тот тип воспитания, который удобен родителю, – необходимо искать, как лучше ребенку, учиться видеть, что представляет собой душа ребенка сама по себе.

Самое сокровенное желание любого из родителей - видеть, как их ребенок достиг успеха в жизни, но многие ли из нас понимают, что самый прямой путь к успеху лежит через любовь и принятие – это условия полноценного нервно-психического развития.

Психологи все время говорят о принятии. Что это такое? Это признание за ребенком права на индивидуальность и непохожесть ни на кого, в том числе и на родителей; это понимание, что ребенок имеет право быть самим собой, не обязан соответствовать ничьим ожиданиям, выполнять чью-либо задуманную программу… это утверждение неповторимого существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Принятие – важнейшее условие родительской любви. Когда ребенок принимаем, он ощущает родительскую любовь (в противном случае он в ней сомневается). Она не зависит от времени, проводимого с ребенком; от того, дома он или в саду, материальных условий, формальной заботливости… Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.

Чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь, между детьми и родителями должен быть хороший эмоциональный контакт. Это искренняя заинтересованность в делах ребенка, даже самых мелких, пустяковых (с точки зрения родителей), любопытство, стремление понять, какие изменения происходят с ребенком… Такая заинтересованность не имеет отношения к формальной, видимой заботливости. Более того, видимая всем заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, не всегда содействуют достижению этой самой главной воспитательной задачи. Поэтому не так важно, чем именно заниматься с ребенком, но заботиться о поддержании контакта нужно всегда – в любом возрасте, вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отношения к нему окружающих, его объективных успехов… Если родители хотят, чтобы ребенок мог полноценно развивать свои способности, мог достигнуть чего-то, первое, о чем они должны заботиться, – сохранение хорошего контакта с ним. Сам по себе контакт не возникает, родители должны строить его.

Что нужно, чтобы построить и сохранить хороший эмоциональный контакт (взаимоотношения) с ребенком? Необходим некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Ребенок должен всегда понимать, что и зачем делает родитель, чем он руководствуется в общении с ним. Ребенок должен быть не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Он должен участвовать в ней на правах равного (а не как обычная позиция родителей – «над» ребенком). Обычная родительская позиция такова: взрослый старше, опытнее, больше знает, обладает силой и независимостью… ребенок глуп, неопытен, беззащитен, зависим… но родители должны думать не об этом. Важно уважение к потенциальным возможностям ребенка, утверждение ценности его сегодняшнего дня… понимание, что детство – полноценный этап жизни, что ребенок – не «недоделанный» взрослый… необходимо признавать его равным себе, но проходящим определенный жизненный этап.

Нужно позволить ребенку соприкоснуться с механизмами, которые использует сама природа.  Чем раньше он научится жить в гармонии, используя все свои творческие способности и применяя минимум усилий, тем выше вероятность, что все в его жизни будет вести к успеху.

С чего же начать? Конечно, с самого себя. С того момента, когда ваш ребенок появляется на свет - вы создаете атмосферу доверия, открытости, несуждения и приятия, эти качества ваш ребенок усваивает как естественные качества собственного стержня.

Младенец, 0-1 год

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец - чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка.

Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним тонкую связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести - он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, 1-2 года

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго.

Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей.

Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны.

Поэтому именно в это время родители должны преподнести  урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен.

Упасть - совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль - совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма - не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы.

Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для становления внутренней веры в себя не остается. Без ощущения безопасности развитие способностей в полной мере недосягаемо.

Дошкольники, 2-5 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения.
 
Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания - ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная  обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир - и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания - это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

Ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – дана самой природой, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок - это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

5-8 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дарение, умение поделиться, несуждение, приятие, искренность.

Ключевые слова, которые применимы к первым школьным годам, носят более социальный оттенок.

Конечно, существует много других слов, потому что, когда ребенок в свои пять лет постигает мир, мозг его настолько сложен и активен, что он усваивает и проверяет бесчисленное количество различных понятий.

Кроме того, воспитанием умения поделиться, отдавать то, что у тебя есть другому и говорить правду можно пренебрегать в более ранние годы, но критическим моментом именно этого возраста является то, что в это время ребенок начинает усваивать абстрактные понятия. Конкретно мыслящий ум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать действительность за пределами «я есть», «я хочу» и «я первый".

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает высокой ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду или у тебя будут неприятности», вы учите фальши. Ребенок, у которого возникает соблазн солгать, находится под действием страха.

Если до сознания доходит правда, связанная с этим страхом, разум вполне логично пытается поступить наилучшим образом, говоря правду.

В любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как вам кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из требований других - верный рецепт разрушения нервно-психического состояния.

Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8-12 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей развивается личность и независимость. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству.

Применимые к этому возрасту ключевые  понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.
Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» - прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего.

Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре - личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук - из рук взрослых. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо» может быть усвоено умозрительно. Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт.

Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит - это тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.

Ранние юношеские годы, 12-15 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить.  Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды - сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей.

Ребенок, который движется, спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания.

Отрочество - время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания.

Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я - неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) - наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание.

Как научить отличать правильное от неправильного. Все скорее всего согласятся, что старой практики обучения с помощью наказаний и выговоров следует избегать. Присваивая себе право наказывать, вы только подчеркиваете нерешенную для себя моральную дилемму. Дети невероятно быстро улавливают расхождение между тем, что говорят родители, и тем, как они себя ведут. Они могут научиться слушаться нас из страха перед наказанием, но на эмоциональном уровне они интуитивно чувствуют, что родители, которые используют угрозы и принуждение, не могут служить моделью того, что значит «хорошо».

Хотя мы все это хорошо понимаем, несмотря на наши наилучшие намерения, бывают моменты, когда нам очень хочется наказать ребенка просто потому, что мы испытываем сильное раздражение или разочарование. Если мы внимательнее изучим то, что происходит в такие моменты, то увидим, что мы используем наказание для разрешения тех проблем, которые не разрешены в наших сердцах.

Вы действительно верите в то, что можно всегда быть хорошим?

В том, как мы ведем себя как родители, проявляются все недостатки нашей собственной  жизни. От этого не убежать, и, даже если вы стараетесь быть любящими и добрыми по отношению к своим детям, обязательно бывают моменты, когда включаются ваши собственные сомнения. Неплохо в такие моменты напоминать себе, что мы здесь для того, чтобы поделиться реальными истинами о природе, самых глубоких, самых ценных ее уроков жизни.

Благодаря своей невинности, дети являются безжалостными учителями искренности и любви. Пока родители не будут исполнять свою роль  в духе любви, не имеет значения, каким законам вы, по вашему мнению, обучаете, - они будут становиться просто мертвыми правилами, от которых ребенок откажется, как только не будет того, кто требует от него послушания.

Когда ребенок совершает попытки попробовать свои силы и найти сферу приложения своих способностей (а это может происходить уже до школы), родителям должно принимать деятельное участие в организации его жизни в соответствии с этими способностями. Не ломать его планов, не пытаться реализовать свои замыслы, а суметь увидеть их и гибко корректировать – создавать условия, формировать среду, самим участвовать в развитии способностей ребенка.

Итак, то к чему нас призывает новая социальная реальность, можно выразить в готовности создавать условия будущему поколению, где определяющим  будет  отношение со своим внутренним миром, с самим собой. Созидательное начало находится во внутреннем мире, в котором изначально заложен мощный потенциал, главная движущая сила жизни и развития человека, т.е. его стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности.

За  вами собственные выводы о сказанном, настолько актуальные и необходимые на сегодняшний день - насколько вы осознаете собственную потребность в полноценной и реализованной жизни для себя и для своего ребенка, насколько вы нацелены не быть следствием чьих-то помыслов, а «удобрять почву», где быть самим собой – само собой разумеющееся.

Материал подготовлен Кузевич Оксаной

Комментарии (0)