Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Политическая роль здоровья и экологии в сбережении нации

Убрать из избранного (1) Добавить в избранное (1) Опубликовано: 13 января 2012 г., 12:21

 Опасность существующей ситуации заключается в том, что сегодня значительная часть детских медицинских учреждений построена по тому же самому принципу, что и для взрослых. Гигиенические нормативы «предельно допустимой концентрации вредных веществ в биосфере» разработаны на основе экспериментальных данных и их экстраполяции на организм взрослого человека. И не предусматривают возрастных вариаций чувствительности к экотоксикантам. Иными словами, они совершенно  не применимы к детям.

Беря во внимание многоаспектность заявленной темы, автор статьи объектом рассмотрения ставит влияние окружающей среды на здоровье ребенка. Автор считает необходимым создание различных сред, благоприятных детям, формирование международных эффективных юридически-правовых механизмов реализации экологической политики в отношении ребенка. Это, в свою очередь, подтолкнет международное сообщество к осознанию общественной важности проблем здоровья и экологии. Повлияет на формирование единого экологического мировоззрения у населения страны и в мире. И наконец, появится понятие настоящей детской экологической медицины. Кроме того, положив в основу экспертиз целеполагающую функцию по сохранению здоровья детей, появляется возможность сделать экологическую экспертизу действенным инструментом международной политики в области охраны окружающей среды и здоровья ребенка. Это важно для того, чтобы ситуация, когда для каждой страны «свой» стандарт качества и безопасности потребления одного и того же продукта, не могла повториться в будущем.

Ключевые понятия:
Сбережение нации, факторы формирования благоприятной окружающей среды для детства, родовспоможение, воспитание ребенка, экологическое мышление, социальная политика

Буквально до последнего времени подход к теме «Здоровье детей» и принятие административных и законодательных мер, улучшающих положение дел в отрасли здравоохранения, на всех уровнях власти осуществлялся в отрыве от тем, ей сопутствующих. Думается, что это ошибочный подход. Попробуем доказать это.
О здоровье детей вообще в некоторой степени бессмысленно говорить в отрыве от тем экология, среда, образование, родительство, экология детских товаров.
Например, достаточно сказать, что мы наблюдаем постоянное увеличение масштабов поступления вредных химических веществ в окружающую среду, которое не может не отражаться на здоровье детей. За период существования современной цивилизации в биосферу было внесено более 1 млн. новых химических веществ, синтез которых интенсивно осуществляется человеком и сегодня, достигая десятков тысяч наименований в год. Причем с точки зрения охраны чистоты и постоянства внутренней среды организма большую опасность представляют чужеродные вещества, которые не только попадают в организм по пищевым цепям (через воду, воздух, продукты питания), но и аккумулируются во внутренних органах и тканях в течение длительного времени.
Дети, и мы все время забываем об этом, первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды, в силу повышенного в 2-3 раза воздухо- и водообмена по сравнению со взрослыми. Невысокий рост детей также обусловливает более интенсивный контакт с почвенными загрязнениями, домашней и уличной пылью. Нельзя не отметить и то, что у детей идет интенсивный период формирования иммунной и эндокринной систем, в первую очередь, отвечающих за ответ организма на воздействие факторов окружающей среды, что увеличивает риск искажения и деформации данных процессов при неблагоприятных экологических условиях.
Здесь корень зла. Отсюда увеличение детской заболеваемости различного характера. Широкое распространение латентных повреждений детского организма, в связи с повышенным загрязнением окружающей среды и скрытых проявлений хронической интоксикации, становится сегодня актуальной эколого-гигиенической и клинической проблемой не только, кстати, в РФ. При этом отрицательному воздействию более всего подвержены дети до 5 лет. Необходимо понимать, что именно в этот период идет интенсивный процесс становления организма. На неблагоприятные экологические факторы приходится 1/3 всего глобального бремени детских болезней.
Но именно у нас в стране отсутствует единое представление о механизмах и последствиях воздействия минимальных доз химических атмосферных агентов на организм ребенка. На сегодняшний день общепринятыми гигиеническими нормативами, регламентирующими безопасное для человека загрязнение биосферы, является некая «предельно допустимая концентрация химических веществ». Гигиенические нормативы этой «предельно допустимой концентрации вредных веществ в биосфере» разработаны на основе экспериментальных (опыты на животных) данных и их экстраполяции на организм взрослого человека. Однако они не предусматривают возрастных вариаций чувствительности к экотоксикантам, иными словами, совершенно не применимы к детям. Получается, что по отношению к детям никто никогда этого не делал.
То есть, то же самое отношение, как к детским медицинским учреждениям Медицинские детские учреждения устроены по принципу взрослых. То есть, взрослые строятся по принципу «камер заточения». И детские тоже. Отсюда – к болям физического характера добавляются еще и раны душевные. Ребенок страдает в такой больнице.
Приведем пример из книги Жан Ледлофф «Как воспитать ребенка счастливым». Она описывает пример их жизни детей племени и обращает внимание на то, как благотворно влияет внешняя среда на ребенка. Они отличаются спокойным нравом, живут в гармонии с природой и опять же гармонично взаимодействуют с другими членами общества. И только однажды ее внимание привлекает плачущий ребенок. «Я увидела у екуана ребенка, - пишет Жан Лодлефф, - что сосал палец, напрягался всем телом и истошно кричал, ну совсем как его цивилизованный сверстник. Но выяснилось, что вскоре после рождения миссионер возил его в больницу в Каракас, где ребенок пробыл восемь месяцев до тех пор, пока его не вылечили и не возвратили семье».
Научный сотрудник Института биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН Александр Баранов приводит статистику, что у 30% родившихся в России детей выявлены генетические нарушения. Главными причинами генетических сбоев являются загрязнение окружающей среды и пищи токсическими продуктами, дефицит условий для биологически полноценного формирования и развития детского организма, постоянное присутствие аллергенных и иммунно-депрессивных факторов. Работают ли сегодня механизмы, позволяющие на уровне нашего государства проводить надлежащий контроль за качеством поступаемых к нам продуктов питания, детских товаров, детской бытовой химии, Нет. Даже сами производители товаров признаются, что бытовая химия в Европе и в РФ – большая разница.
Помимо стереотипов, которые мешают сегодня правильному восприятию темы, встает вопрос создания мировой площадки, на которой могла бы обсуждаться тема детских продуктов питания и игрушек. Как уже говорилось выше, аллергические заболевания – это второй бич детского нездоровья.
Если в развитых странах контроль за этим хоть в какой-то степени осуществляют призванные следить за состоянием дел общественные организации, то в развивающихся странах ничего подобного нет. И как говорят, «кока-кола» в России и тот же напиток в западных странах – это разные вещи. То же самое касается бытовой химии, парфюмерии, и даже популярных марок одежды. Случаи отравления и последующего развития аллергических реакций связаны не только с продуктами, потребляемыми детьми и молодыми людьми внутрь, но зачастую бывают ситуации постепенного накапливания ядовитых веществ в организме молодого человека. Допустим, использование при строительстве домов опасных отделочных материалов. Использование опасных красок и соединений в производстве детских игрушек. Безусловно, кроме возвращения государственного контроля в сферу образования, нужно обязательно думать и о контроле общественном.
И первое, о чем нужно позаботиться, чтобы последствия воздействия вредных химических атмосферных агентов на организм ребенка стали известными каждому взрослому. Разработка норм и правил должна базироваться на знаниях о закономерностях функционирования и развития компонентов окружающей среды, человеческого общества и создаваемых им техногенных систем. Те, кто осуществляет и позволяет осуществлять серьезные экологические нарушения, а также попустительствуют практике утверждения техногенных проектов без прохождения должной экологической экспертизы, должны нести ответственность за интенсивное и длительное воздействие экологически неблагоприятных факторов на окружающую среду. В противном случае, бездействие может вызывать перенапряжение и слом адаптационных механизмов детского организма и способствовать развитию предболезненных и различных патологических состояний, которые несут все более выраженные черты экологической обусловленности и необратимые изменения на биологическом уровне.
Следующий момент, который мешает разивтитю дискуссии по теме «Здоровье ребенка», заключается в том, что мы редко подвергаем сомнению какие-то устоявшиеся теории и практики. Между тем мир не стоит на месте. Возьмем для примера картину с родовспоможением в стране. С одной стороны, и представители сферы здравоохранения, и законодатели, и сама общественность понимают, что некоторые установки и правила, действующие во времена прежней общественной системы, на данном этапе развития общества просто устарели. И нынешнее развитие технологий диктует уже принципиально иной подход. И опять же с другой стороны, мы видим активное сопротивление консервативно настроенной части общества. В этой связи мы рассматриваем свою задачу на современном этапе как сопоставление традиционного и нового в поисках оптимального решения проблемы. Необходимо посмотреть, где возможен взаимообмен, и что, действительно, полезно для ребенка.
Возьмем для примера ту же многострадальную тему - естественное родительство.
Аршавский Илья Аркадьевич, российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор, долгое время был заведующим лабораторией возрастной физиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук СССР, еще много лет назад обратил наше внимание на тему раннего прикладывания ребенка к груди. Его исследования говорят о том, что не позднее чем через 20-30 минут новорожденный должен быть подан матери для первого кормления грудью.
Тем не менее, в практике отечественной педиатрии эта методика пока до сих пор не находит широкого распространения, и это связано с клинической аргументацией, требующей щадящего отношения и к матери, и к ребенку в первые часы после рождения.
Позднее прикладывание ребенка к груди матери, считал Аршавский, нельзя считать «щадящим», потому что при этом существенно нарушается естественная физиология как организма матери, так и младенца. В самом деле, ребенок, получавший до рождения от матери питательные вещества непрерывно, обрекается сразу после рождения на длительное голодание.
Почему это у нас не прижилось? В случае издания соответствующего приказа Минздравом на практике применять метод в нашей стране было бы невозможно, ибо принятая у нас практика наркотического обезболивания родов исключат возможность раннего начала кормления. Так называемые лекарственные вещества, введенные в кровь матери во время родов, проникая через плаценту в кровь плода, наркотизируют его нервные центры и только что родившийся младенец не может реализовать необходимые сосательные движения.
Писательница и естествоиспытатель Жан Лодлефф подкрепляет выводы Аршавского. Она считает, что - избавить ребенка от травмы, можно максимально приблизив опыт рождения к его ожиданиям, сформировавшимся еще издревле. В одних здоровых и устойчивых культурах женщине принято рожать самой, без всякой помощи, тогда как в других, не менее устойчивых культурах считается, что ей нужна поддержка и помощь. Но в обоих случаях ребенок с самого момента своего появления на свет находится в тесном контакте с телом матери. Ребенка сразу кладут на ее живот, она гладит его, успокаивает. «Как только новорожденный самостоятельно задышал, а пуповина полностью перестала пульсировать и была безболезненно отрезана, ему тут же, без всяких задержек на взвешивание, омовение, осмотр и прочее, дают грудь матери», - пишет Жан Лодлефф.
А если взять такое явление, как импринтинг (запечатлевание в психике ребенка первого увиденного предмета), то тема естественных родов вообще выходит на первый план. «Известно, что у многих животных мать запечатлевается в подсознании детеныша сразу после рождения,, считают американские ученые, - Например, только что вылупившиеся гусята запечатлевают в качестве своей матери первый попавшийся им на глаза движущийся предмет; и даже если это механическая заводная игрушка, они будут следовать за ней повсюду. Таков их механизм адаптации. Жизнь этих птенцов зависит от запечатлевания своей матери, так как без нее малыши беспомощны, а гусыня никак не может следовать за всеми своими отпрысками».
Этот важнейший механизм импринтинга, который сегодня не в полной мере оценен медиками, настолько мощен и так глубоко укоренился в природе женщины, что главенствует над всеми остальными ее импульсами и соображениями. «Импринтинг, - пишет та же Жан Лодлефф, -неотъемлемая часть гормонально обусловленных событий родов, должен произойти сразу же после рождения, иначе будет слишком поздно; доисторическая мать не могла позволить себе даже на несколько минут оставаться равнодушной к своему новорожденному ребенку, ибо столь сильному импульсу следуют незамедлительно. Наличие импринтинга в цепи событий — необходимое условие нормального развития отношений между матерью и ребенком».
В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут или даже часов, когда она уже в состоянии траура и скорби. В результате женщина часто чувствует вину за то, что не смогла «стать хорошей матерью», полюбить свое дитя, а также страдает от пресловутой послеродовой депрессии, классической трагедии западного общества.
А что происходит с ребенком? Лучше самой Жан Лодлефф здесь тоже не скажешь. «Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, задыхающегося в слезах и рыданиях, в совершенно неподвижном заточении. Малыш плачет и плачет; его легкие полыхают обжигающим воздухом, а сердце распирает отчаяние. Но никто не приходит. Не теряя веры в «правильность» своей жизни, как и заложено в него природой, он делает единственное, что у него пока получается, — продолжает плакать.... Охваченный отчаянием, желанием, безжизненной неподвижностью, мокрый и неустроенный, ребенок плачет в своем убогом одиночестве, пока не забывается в одиноком сне».
Еще один пример связанный с практикой родовспоможения – статистика ДЦП. В США ДЦП отмечается у 1–2 детей на 1000 новорожденных. Точной статистикой по России нет, но заболеваемость у нас, по оценкам отечественных экспертов, на порядок выше - по разным данным от 6 до 13 на 1000 новорожденных.
Современные медики называют множество причин ДЦП. На первое место ставят некое поражение мозга в период внутриутробного развития плода, указывая сотни факторов, в т. ч. острые и хронические заболевания матери, вредные привычки родителей, психологический дискомфорт(!), инфекционные агенты и мн. др.
Создатель термина ДЦП, одно из светил медицины XIX века Литтл, считал главной причиной ДЦП родовую травму и гипоксию (кислородную недостаточность). В родах, которые являются причиной повреждений головного мозга рождающегося ребёнка.
Увеличение количества больных ДЦП за последнее время указывает на то, что увеличилось количество родовых травм и гипоксий в родах, считает российский профессор К.А. Семенова. Что же произошло около 40 лет назад? Это напрямую связано только с одним – наступлением эры родостимуляций.
Согласно опросу, проведённому врачами и психологами организации «Содействие защите прав инвалидов с последствиями ДЦП», в более 700 семьях с инвалидами с ДЦП у 90% матерей искусственно вызывали и/или ускоряли роды. Остальные 10% затруднились вспомнить подробности течения своих родов. Родостимулирующие средства стали применять за рубежом с начала 50-х годов, а в России с начала 60-х годов. Именно с этого времени и отмечается резкий рост количества детей с ДЦП. Если в 1964 г., больных ДЦП в нашей стране было в среднем 0,64 на 1000 детского населения, то уже в 1989 - 8,9 на 1000 детского населения.
На этих примерах явно прослеживается одна тенденция: сначала мы создаем условия для возникновения проблем со здоровьем детей, а затем сами начинаем их исправлять - лечить. Нам видится решение этой проблемы в комплексе, исходя из здоровья ребенка, семьи, нации и человека. Что можно здесь сделать? Каков новый цивилизационный срез? Он получается в таком виде: мы создаем условия для здорового образа жизни и сохраняем тем самым здоровье всех. То есть, требуется пересмотр подхода к детской медицине.
Сегодня значительная часть детских медицинских учреждений строятся по тому же самому типу, что и взрослые. Почему? Потому что так удобно медработникам?
Примеров вдумчивого отношения к экологии довольно много. И мы встречаем их не только у развитых, но и активно развивающихся стран. Несмотря на заложенный экономический рост, идущий интенсивными темпами, Китай параллельно с этим поставил задачу в шесть раз уменьшить нагрузку на окружающую среду. Это вошло в программу партии и стало проявлением политической воли. Разумеется, решение партии рядовое большинство активно бросилось выполнять. Сегодня задача практически решена. Если в Китае энтузиазм масс подкрепляется партийной дисциплиной, то в западных странах вопросы экологии – это скорее насущная проблема, вызванная не только географическими причинами, но и стремлением народа к экобалансу. В Германии, например, эта работа усилилась после пожара танкера недалеко от восточногерманского города Крефельд (Krefeld). Танкер перевозил по реке Рейн азотную кислоту. Судно загорелось у причала химического завода, принадлежащего концерну Bayer. На борту танкера находилось 1800 тонн азотной кислоты. В связи с утечкой кислоты в воды Рейна и отравлением воздуха токсичными продуктами горения в районе катастрофы объявлено чрезвычайное положение. После случая с танкером была принята целая программа по экологии.
Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что тема влияния экологии на здоровье людей, перехода на рельсы «зеленой экономики» охватывает все больше государств. Но. Даже в самых развитых странах нет подхода к этой теме со стороны детства. Значит, вопрос влияния сред на здоровье детей можно поднимать на международной уровне.
И очевидно, что влияние сред на организм человека – вещь в РФ до сих пор недооцененная. Но еще более недооценена она в отношении к детям.
Мало исследований на тему детства, еще меньше на тему влияния сред на физиологию и здоровье ребенка. Хотя примеров, способных подтолкнуть к этой теме исследователей предостаточно.
Например, история Амалы и ее сестры Камалы, которых с детства воспитывали волки в джунглях Индии. После того как девочек обнаружили в джунглях, их поместили в сиротский приют. Священник Синх с женой попытались научить их жизни в человеческом обществе. Но все старания были напрасны. Несчастные девочки так и продолжали ютиться обнаженными по углам своих комнат в положении, присущем волкам. Ночью они проявляли активность и выли. После продолжительных тренировок Камала научилась ходить на двух ногах, но бегать могла по-прежнему только на четвереньках. Долгое время они отказывались носить одежду или есть приготовленную пищу и предпочитали сырое мясо или падаль. К моменту смерти в возрасте семнадцати лет Камала знала пятьдесят слов. Уровень ее умственного развития в это время примерно соответствовал уровню ребенка трех с половиной лет.
Эти наблюдения очень важны для нас с точки зрения понимания современные детей «каменных джунглей». Ведь это тоже «отклонения в сторону» в физиологии и здоровье детей.
Например, понаблюдаем за детьми вместе с известным промышленным дизайнером и футурологом Саймоном Уотерфоллом, лекции которого прошли не так давно в Москве. Что видим? Когда современные дети, особенно увлеченно играют на компьютере, то они используют все десять пальцев. Ту мелкую моторику, которую раньше обеспечивали, например, занятия на фортепиано, теперь с успехом заменяют обычные клавиатуры и игровая необходимость. Одним словом, те навыки, которыми прежде владели единицы, сегодня овладевает большинство.
А если наблюдать, как дети набирают sms-сообщения, то можно заметить, что поднялся «авторитет» большого пальца. Эти, на первый взгляд, несущественные детали становятся значимыми, если вспомнить, что сменилось-то всего одно-два поколения. Выходит, за столь короткое время технология внесла различия уже на физическом уровне. «В будущем, новые технологии будут менять наши тела, а также способы приема, обработки и передачи информации нашим мозгом», – уверен Уотерфолл.
Исследований на эту тему в России практически нет. Да, собственно и в мире их маловато. Разговора об этом нет. Тот факт, что учить приходится уже совсем другое поколение детей, воспринимается пока не всеми. С одной стороны, невозможно остановить течение прогресса и развитие технологий, с другой стороны, сегодня важно думать о том, как развить тело ребенка.
Например, когда роль заходит о влиянии компьютера на ребенка, то, прежде всего, начинают подниматься вопросы физиолого-гигиенического плана, связанные с охраной здоровья пользователей компьютеров. Особенно остро стоят проблемы изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста, исследования состояния их здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности. Ребенок 5-6 лет представляет собой усилено развивающийся организм. Например, аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.
Тем не менее, исключить технологии вообще из жизни ребенка нельзя. Во-первых, они все время будут совершенствоваться и дальше. Во-вторых, сегодня уже исследования социологов США, свидетельствуют, что, во-первых, постоянно растет количество детей, занимающихся дистантным образованием. Во-вторых, эти дети, по мнению ученых, отличаются от своих сверстников по интеллектуальному развитию, способу мышления и быстроте реакции.
Но проиллюстрировать здесь попробуем опять примером из прошлого.. Математик Софья Ковалевская в своих воспоминаниях пишет о том, как в ее комнате делали ремонт, и не хватило обоев. Тогда все стены обклеили лекциями по дифференциальному исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них разобраться. Когда у пятнадцатилетней Ковалевской появился учитель – сильный математик, он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он преподает, Ковалевская уже знает заранее. Так действует настенный материал, если его давать целиком, а не порциями в рот по ложке. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. Мозг ребенка развивается до 7-7,5 лет, и если мозг не развивать в этот период, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут малоэффективны.
Многие родители строго ограничивают общение ребенка с компьютером, руководствуясь широко распространенным тезисом о том, что компьютер вреден. Но сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый здоровью ребенка компьютером. Кроме того, современный компьютер уже в некоторой степени заменен более безопасными в этом плане гаджетами, которые к тому же еще более развивают мелкую моторику рук.
Если мы ведем разговор о влиянии сред на здоровье ребенка, мы приходим к выводу, что нужно заниматься созданием сред, дружественных детям. Тогда эта тема вызовет к жизни вопросы создания международных эффективных юридически-правовых механизмов реализации экологических прав ребенка. Подтолкнет к осознанию общественной важности проблем экологии. Повлияет на формирование единого экологического мировоззрения у населения страны и в мире. И наконец, появится понятие экологической медицины.
На сегодняшний день все вышеперечисленные вещи только начинают оформляться. При этом, ведущую роль в соблюдении, например, установленных норм и правил играют в большинстве стран с развивающейся экономикой экономические механизмы (плата за природопользование, загрязнение окружающей среды, штрафы, компенсационные выплаты, различные квоты и т.д.). И даже в развитых странах тема только частичным образом формирует тему экологического мышления. Связать ее с темой детства попыток не делается вообще.
Как и упускается из виду, что нормы экологического подхода к жизни зарождаются и поддерживаются семьей. В самом начале статьи мы говорили о стремлении некоторой части родительства перейти к естественным родам. Однажды сделав этот шаг, родители уже не могут оставаться на месте и идут дальше. Стремясь научить ребенка жить в гармонии с природой и тем самым поддержать его здоровье. И вот здесь роль государства, как регулятора таких отношений общества и человека только возрастает. Здесь с особой остротой встает вопрос осознанного родительства, или просвещенного родительства.
Еще раз повторяю, что мы не предлагаем идти по пути, пройденному до нас тысячами популярных опытов и методов. Мы не хотим повторения чужих ошибок.
В развитых странах накануне рождения ребенка принято покупать книгу об уходе за малышом. Сейчас в моде оставлять ребенка плакать до исступления, пока он не устанет и, заглушив криком свои страдания, не станет «хорошим мальчиком» (или «хорошей девочкой»). Матери берут малышей на руки когда им вздумается, от нечего делать. «Некоторые эксперты по уходу за детьми даже советуют держать ребенка в эмоциональном вакууме, касаться его только при крайней необходимости, не выказывать ему ни удовольствия, ни восхищения, а если уж необходимо на него посмотреть, то делать это холодно и без улыбки, - пишет Жан Лодлефф, Все это читают молодые матери и, не доверяя своим врожденным способностям, принимают на веру. Поистине дети стали врагами, которых непременно должны победить их матери. На плач не следует обращать никакого внимания, дабы показать младенцу, кто здесь главный, а отношения с ним следует строить так, чтобы любыми способами заставить малыша подчиниться желаниям матери. Если поведение ребенка вынуждает мать «работать», «тратить время» или доставляет иные неудобства, необходимо выказать свое неудовольствие, неодобрение или как-то еще показать, что его больше не любят. Всем известно, что, потакая желаниям ребенка, мы «портим» его, а идя против них, укрощаем и подготавливаем его к жизни в обществе. На самом деле в каждом из этих случаев мы добиваемся противоположного результата».
И здесь мы полностью согласны с американскими исследователями… Сегодня на первом месте среди болезней детей считают: кожные заболевания, аллергические, ОРВИ, травмы. Основными причинами развития дерматитов в детском возрасте считаются: наследственная предрасположенность к аллергическим реакциям, частые инфекционные заболевания ребенка, применение некоторых лекарственных средств в детском возрасте и дисбактериоз. Но как выяснили ученые РАН, причиной, влияющей на возникновение атопического дерматита в том числе и после 4 –х лет, когда это явление встречается значительно реже, становится развод родителей ребенка. К этим же результатам пришли и британские ученые. Аллергические заболевания вызваны недоброкачественными продуктами питания для детей. А травмы – порой родительскими ошибками, порожденными гиперопекой.
Уверенность ребенка в своих силах зависит от возложенной на него ответственности, считают американские исследователи Способность заботиться о себе у большинства западных детей используется только частично, а большая часть забот взята на себя родителями. В результате снижается эффективность, поскольку никто, кроме самого ребенка, не может постоянно и тщательно быть на страже всех окружающих его обстоятельств.
Наша привычка вмешиваться туда, где безошибочно работает инстинкт, не только приводит к большему количеству несчастных случаев у детей в цивилизованных странах, но и к возникновению множества других опасностей. Яркий тому пример - пожары, возникающие по недосмотру человека.
В американском городе зимой случился очень сильный снегопад, на несколько дней полностью остановивший движение транспорта и, следовательно, парализовавший работу пожарных команд. Зная, что в день вспыхивает около сорока пожаров, начальник пожарной охраны выступил по телевидению и призвал людей проявить осторожность и не допускать возгораний, пока не расчистят дороги. Он сообщил, что гражданам придется справляться с любыми пожарами самим. В результате количество пожаров в день упало в среднем до четырех; после того как улицы были расчищены от снега, число пожаров возросло до обычного уровня».
Вышеприведенные примеры подводят к мысли о создании школ для родителей, где бы читали лекции независимые и признанные ученые. Необходимость своего рода воспитательных сообществ можно поднять и в международном контексте, поскольку речь идет о явлении, присущем большинству народов западной цивилизации.
Исправить положение можно только в результате сплоченных усилий государств, особенно тех, кто ведет между собой товарообмен в больших объемах. Необходима разработка правовых и морально-этических норм поведения, служащих гармонизации отношений человека с окружающей средой и оптимизации антропогенной нагрузки.
И нужна площадка для обсуждения такой повестки дня на мировом уровне. На этой же площадке стало бы возможным обсуждение региональных исследований, дающих информацию о потенциальных воздействиях на людей химических веществ, а также вредных физических и биологических факторов в жилищах и в общественных местах.
Повсеместное внедрение экологической экспертизы в РФ как первоочередной меры защиты здоровья детей и окружающей среды позволит уже с позиции детской медицинской экологии рассматривать урбанизированные и промышленно осваиваемые территории разных стран как антропоэкологические системы.
Кроме того, положив в основу экспертиз целеполагающую функцию по сохранению здоровья детей, мы сделаем экологическую экспертизу действенным инструментом международной политики в области охраны окружающей среды и здоровья ребенка. Это важно для того, чтобы ситуация, когда для каждой страны «свой» стандарт потребления данного продукта – не могла повториться в будущем.
В конце концов, это и вопрос народосбережения. И если сегодня озвученная тема не найдет отклика в сердце чиновника, она станет важной к 2030 году, когда цель народосбережения выйдет на первый план.
Сегодня основная ошибка власти состоит еще и в том, что она еще пытается смотреть на тему с позиции существующих институтов. Опять же встает вопрос – а почему не с позиции ребенка?
Есть проблема нарушения связи ребенка с природой – давайте введем в школу уроки экологического воспитания. Увы, экологическое воспитание не закладывается путем появления школьной дисциплины с таким названием. Оно прививается путем личного опыта. Если ребенок связан с землей, видит, понимает свою ответственность по отношению к живой природе, то потом он это понесет через всю жизнь. Только непосредственным общением с миром живой природы закладывается правильное понимание циклов природы и циклов жизни человека. «Уголки зверей», на которых сегодня обычно экономят школы, хоть в малой степени, но закладывают в ребенке связь с природой, но их все меньше. А связь эта очень важна.
Но экологическое воспитание не может быть школьной дисциплиной. Под экологическим воспитанием мы понимаем то, что школа должна озаботиться вопросами тела ребенка. Это нам даст новое понимание уже существующих школьных дисциплин в связи с этим. Для начала опять же придется подвергнуть сомнению существующие стереотипы.
Например, а почему детской сад должен быть заменен «детской фабрикой»? И вообще – какой он детский сад будущего с точки зрения экологии и здоровья ребенка? Может, он в том понимании, в котором сегодня существует, уже и не нужен. Скученность детского населения явно ведет к росту числа ОРВИ, не говоря уже о других инфекционных болезнях.
Экологическое воспитание ребенка включает в себя и гармоничные взаимоотношения полов. Возьмем пример из сегодняшней жизни, давайте пересмотрим новые «хобби» старшеклассников, навеянные «Домом-2». Стрипластика – модное увлечение девушек старших классов. Модная «гимнастика у шеста» несет в себе и более скрытые и опасные мотивы – духовное созревание девушки запаздывает по отношению к вульгарному восприятию «полового вопроса». Работа с сексуальным воспитанием девочек – вообще сегодня тема закрытая. Неудачные попытки скопировать зарубежный опыт опять же подводят нас к мысли о том, что нужно странам объединяться в вопросах сохранения будущего.
Между тем, в Государственной Думе РФ недавно решали вопрос о новом подходе к решению демографической проблемы. Сходу протолкнуть вопрос не удалось, но депутаты намерены и далее «защищать право ребенка на жизнь не только после, но и до его рождения». Главный смысл законопроекта - ограничить в России аборты. Депутаты надеются к теме еще вернуться. Мера вызвана тем, что согласно официальной статистике, число абортов в нашей стране достигает 6-8 миллионов в год. Каждую минуту в России делается два аборта. Из-за неудачных абортов 20 процентов семей лишается возможности стать родителями. Каждая пятая умершая беременная женщина погибает в результате произведенного аборта. Примерно 46 процентов россиян являются противниками убийства не рожденных детей
Но количество абортов снижается не полицейскими мерами, а воспитанием девушки, повышением контрацептивной культуры и половым просвещением старших школьников. Государству надо озаботиться здоровьем будущей матери, создавать условия для молодой семьи, чтоб ей было, где жить с новорожденным. Создавать школы молодых родителей, потому что в стране утерян опыт «детодержания», как говорят социологи.
А это означает, что надо опять же заниматься просвещением родителей. Важно перестроить работу органов соцопеки, которые бы помогали реабилитации женщин, оставшихся наедине со своей судьбой и ребенком на руках, а не отбирали у нее детей.
То есть, решать проблемы здоровья материнства и детства возможно только в комплексе. А значит, здоровье матери и ребенка – это уже вопрос здоровьесбережения народа. И именно эта тема становится объектом для срочного реагирования правителей всех стран.


Источники и литература:

Исследования Всемирной организации здравоохранения
Данные и статистика исследований ВОЗ, 2008-2009 г.
Исследования Общенациональной Ассоциации Генетической безопасности, Москва, 2010 г.
Исследования Международной Методологической Ассоциации, Москва, 2011 г.
Жан Лодлефф, пер. с англ., «Как вырастить детей счастливыми»
И.А.Аршавский, брошюра «Ваш малыш может не болеть».
А.Н. Стожаров «Медицинская экология», учебное пособие, Минск, Высшая школа, 2007 г.
В.П. Максаковский, академик РАО, «географическая карта мира», изд. Высшая школа, 2010 г.
В.В. Малинин «Софья Ковалевская – женщина-математик, Ее жизнь и ученая деятельность», ЦИТ СГТА, 2004 г.

 

 

Комментарии (0)