Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы

Сценарии

Среда обитания Демография и миграция Культура и творчество Семья и родительство Образование Здоровье и экология Бизнес и детство Социальные лифты

Будут ли рождаться дети с заданными характеристиками и способностями к 2025 году?

Нужна ли лицензия на родительство?

Все эти вопросы услышали эксперты Общественной программы «Детство» в студии ТК «МИР» на передаче «Слово за слово».

Отрицательный сценарий:

  • Большинство городов не приспособлено для развивающего и безопасного детства
  • Современная общепринятая практика в городах ограничивается выделением для детей специально отведенных территорий, неких «островков безопасности», однако, это уже не решает насущных проблем
  • Общественные изменения и раннее взросление не позволяют дальше ограничивать пространство жизни детей

Результат:

  • Воспроизводство советской схемы домо- и градостроения: Устаревшие квартиры, детские сады, школы типовых серий,отсутствие городской логистики для детей
  • Уличный, бесцельный стиль жизни, лишенный творческих мотиваций
  • Антисоциальные ценности
  • Городская среда — причиной социальных болезней, деградации личности ребенка

Положительный сценарий:

  • Городская среда должна быть образовательно-развивающей
  • Принцип урбанистики как способ развития общества, который создает возможности хорошей жизни для будущих поколений
  • Планирование территории с сохранением приоритета детских мест и пространств перед местами и пространствами общего назначения
  • Превращение города в безопасное и удобное место жизни и деятельности детей
  • «Порталы взаимодействия» детей и взрослых, новые архитектурные решения для создания экологичного пространства детской жизни (квартиры, учреждения, дворы, улицы и т. п.)
  • Строительство развивающих детских центров в городах
  • Новые градостроительные нормы

Результат:

  • Создание дружественной для детей среды
  • Реорганизация городского пространства, формирующая инновационное сознание детей, бережное отношение к природе
  • Появление свободно трансформируемого пространства, которое меняется в зависимости от содержания разрабатываемых социальных и технических проектов
  • Превращение образовательных учреждений в территории знания, социального проектирования и глобальных коммуникаций

Отрицательный сценарий:

  • Безразличие к миграции, ее ограничение
  • Отсутствие эффективных регуляторов демографических и миграционных процессов, их недооценка с точки зрения межкультурной социализации семьи и ребенка

Результат:

  • В ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин репродуктивного возраста значительно сократится
  • Экономика и оборона со временем могут испытать резкую нехватку людей
  • Высока вероятность того, что наша страна может стать «экономическим карликом»

Положительный сценарий:

  • Эффективное управление миграционными процессами, создание среды для развития детей, улучшения качества жизни
  • Привлечение квалифицированных мигрантов, программы адаптации и интеграции для их семей и детей
  • Внедрение и популяризация способов взаимодействия с другими этносами и культурами

Результат:

  • Формирование национального кадрового капитала
  • Суверенитет, мощь и инновационный потенциал государства
  • Россия - мировой лидер, оказывающий реальное влияние на мировые события

Отрицательный сценарий:

Отсутствие системы развития творческих способностей ребенка в раннем дошкольном возрасте и системы выявления одаренных детей:

  • Спонтанное формирование субкультуры взаимодействия взрослого и ребенка
  • Отсутствие системы ценностей, особенностей поведения, языка и творчества

Результат:

Сфера культуры потеряла функцию гражданского воспитания, формируя потребительское общество:

  • Дети «прикованы» к четырем экранам (компьютер, телевизор, мобильный телефон, кинотеатр), читают мало книг
  • Появились неконтролируемые взрослыми зоны детского общения в интернете
  • Отсутствует механизм контроля над содержанием сферы масс-медиа
  • Отставание детей в мировоззрении, доминирование суррогатных иностранных ценностей и картин будущего
  • Отталкивающий образ России, потеря национальной идентичности, массовая эмиграция. У ребенка нет образа будущего России

Положительный сценарий:

Система поддержки детей должна быть модернизирована в соответствии с требованиями нового тысячелетия:

  • Развитие способностей с раннего возраста
  • Создание системы развития инновационного мышления детей
  • Подготовка к творческому труду в разных областях культуры, искусства, техники и науки
  • Участие детей в работе творческих коллективов совместно с взрослыми
  • Признание детского сознания как полноценного в современных условиях благодаря воображению, восприимчивости к новому

Результат:

  • Интеграция культуры и творчества в систему воспитания детей и подготовки кадров
  • Дети - творцы собственного жизненного пути, с осознанием своей национальной идентичности, толерантные к различным культурам, владеющие иностранными языками
  • Эффективная и четко сформулированная система стимулов по поддержке и продвижению талантливых и одаренных детей

Отрицательный сценарий:

Многообразие семейных форм и форм совместной жизни стало устойчивой тенденцией:

  • Тенденция либерализации семейных отношений и выхода их из привычных форм
  • Увеличение количества детей, рожденных вне брака, сокращение зарегистрированных семейных пар и увеличение числа разводов
  • Большинство родителей совершенно некомпетентны в вопросах воспитания детей, что приводит к пагубным последствиям
  • Семейный кодекс как отрасль гражданского права рассматривает семью и ребенка на основе понятий о собственности и товарно-денежных отношениях

Результат:

  • Семейное законодательство не учитывает радикальных изменений в социальном институте семьи: Сокращение семей «традиционного» уклада (муж – кормилец, жена – домохозяйка)
  • Проблемы деторождения, защищенности матери и ребенка в нерегулируемых семейным правом зонах
  • Социальное напряжение
  • Воспроизводство бесправного социального класса, неготового к общественным отношениям

Положительный сценарий:

  • Введение института компетентного родительства как системы специальной подготовки родителей и обеспечение многообразия форм воспитания детей
  • Расширение сферы сервиса детства
  • Внесение изменений в семейный кодекс, учитывающих различные формы совместного проживания людей
  • Система действий в интересах детства, гарантирующая обеспечение достойной жизни ребенка вне зависимости от правового и социального положения его родителей
  • 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами

Результат:

  • Модернизация семейного права и повышение родительской компетентности
  • Разработка просветительских программ и виртуальных ресурсов для просвещения родителей
  • Семья и компетентное родительство — фундаментальная основа полноценного детства
  • Создание законодательных возможностей для реализации детьми своих гражданских функций

Отрицательный сценарий:

Массовое образование, основанное на передаче знаний, не развивает творческие способности, не готовит к условиям будущего:

  • Устаревшая образовательная система, формирующая лишенных инициативы исполнителей для индустриальной экономики и конвейерного производства
  • Снижение мировой конкурентоспособности человеческих ресурсов

Результат:

  • Образовательная монополия государства и механизм подготовки «простых и одинаковых» людей, не способных к современному труду
  • Выпускники не могут участвовать в современной инновационной деятельности
  • Обучение детей, построенное на передаче быстро устаревающих знаний, создаст разрыв в поколениях и обречет на вечное отставание

Положительный сценарий:

Образовательные инновации, в которых ученик становится центром обучающего процесса, разнообразие образовательных траекторий и технологий:

  • Образование, реализуемое в технологиях будущего
  • Ориентация системы образования на получение навыков быстрого освоения современных и будущих новаций, смена образовательной парадигмы с предметной на ориентационную
  • Создание вариативных форм дошкольного образования, в том числе системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, образовательной инновационной среды

Результат:

  • Развитие у молодого поколения способности к инновациям и ориентации в мире будущего
  • Получение навыков быстрого освоения будущих новаций, мирового культурного опыта
  • Развитие гражданское сознания

Отрицательный сценарий:

Существующие системы институтов здравоохранения ориентированы на лечение, нежели на профилактику:

  • Треть российских детей уже к первому классу школы имеют сложности со здоровьем
  • Две трети подростков Отклонения по здоровью имеют две трети из них, при этом
  • Дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды
  • Наша страна одна из первых в мире по числу курящих

Результат:

Медицина не возвращает людей в деятельность, а навязывает сервис «вечного лечения»

  • Снижение количества россиян, занимающихся физкультурой и спортом
  • Увеличение количества россиян, злоупотребляющих табаком и алкоголем
  • Снижение возраста приобщения к табаку и алкоголю
  • Увеличение риска деформации процессов формирования иммунной и эндокринной систем у детей при неблагоприятных экологических условиях

Положительный сценарий:

  • Формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, переориентация медицины с болезни на сохранение здоровья:
  • Внедрение стандартов качества жизни детей для городской жизни
  • Доступность современных медицинских практик и обеспечение равных возможностей в области здоровья родителей, родовспоможения для всех матерей
  • Бережное отношение к природе как основному принципу экономики, как приоритету бизнеса
  • Развитие и внедрение новейших технологий в детскую медицину
  • Создание дружественной детству медицинской логистики

Результат:

Ориентация лечения на возвращение больных в деятельность:

  • Культивирование здорового образа жизни
  • Обучение способам поддержания здоровья
  • Создание современной эффективной системы управления в природоохранной сфере. Здоровье нации, её будущие успехи прямо зависят от того, какое природное наследие мы отставим детям

Отрицательный сценарий:

  • Индустрия детских товаров воспитывает потребителя с самого детства, формирует его потребности и направления развития
  • Безразличие к игрушкам, играм, в которые играют дети сегодня, определяет будущее страны
  • Доступность вредных товаров, низкое качество товаров и услуг
  • Бесконтрольная ориентация на ребенка как потребителя

Результат:

  • Черезвычайно низкое участие детей в создании дружественной, комфортной среды собственного обитания и развити
  • Отсутствие практики регулирования бизнес-индустрии в интересах ребенка
  • Дети окружены товарами, произведенными за рубежом, а их становление основано на чужих инновационных решениях
  • Отсутствие патриотизма, нездоровое поколение

Положительный сценарий:

  • Стимулирование производства развивающих детских товаров и услуг, развитие дизайна передовых детских вещей
  • Участие детей в разработке и тестировании детских товаров
  • Создание возможности раскрытия потенциала ребёнка
  • Ограничение доступа вредной продукции
  • Ответственная социальная политика бизнеса относительно детского потребления

Результат:

  • Формирование у детей передовых патриотических представлений, исторического самосознания и готовности к жизни в современном мире
  • Открытие новых «детских» рынков
  • Инвестиции в человеческий потенциал
  • Возможность детей пользоваться самыми разными высокотехнологичными новинками и современными информационными программами, развивать способности

Отрицательный сценарий:

  • Разрозненная, лишенная социальных лифтов система социального обеспечения, насчитывающая более 50 тысяч госструктур в стране, поощряет патернализм
  • Внимание государства нацелено на сирот, инвалидов и другие категории проблемных детей, на борьбу с последствиями негативных социальных процессов, изъятие детей из неблагополучных семей

Результат:

  • Изоляция детей, нежели их социализация
  • Поощрение иждивенческих и патерналистских настроений
  • Уже сейчас в нашей стране более 130 тысяч подростков живут вне семейной заботы

Положительный сценарий:

Переориентация социальных служб на создание возможностей для роста и развития, формирование воспитательных детских сред для всех, включая как проблемных, так и перспективных детей:

  • Ревизия функций и полномочий государственных органов власти, отвечающих за детство, модернизация системы социальных служб
  • В приоритете семейное устройство детей и помощь приёмным семьям
  • «Ничьих» и «ненужных» детей в нашей стране быть не должно

Результат:

  • Создание системы социальных лифтов
  • Повышение качества жизни и воспитания
  • Стимулирование саморазвития детей и их родителей
  • Альтернативы и возможности для детей, в независимости от социального статуса и положения их родителей