Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Группа №8 - модель оценки вузов

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 19 ноября 2009 г., 14:28

Экспертной группе "Новая школа" 1 ноября был представлен подготовленный сотрудниками Института развития образования НИУ ВШЭ «программно-аппаратный комплекс» оценки вузов. Эта пилотная модель сбора и обработки данных предполагает использование как структурированных (объективные измеряемые показатели), так и неструктурированных (сообщения прессы) данных с целью получения рэнкинга эффективности вузов.

 

Вероника Белоусова, фото: Н. Бензорук
Вероника Белоусова

Представили разработку заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ, к.э.н. Кирилл Зиньковский, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Вероника Белоусова, профессор факультета филологии НИУ ВШЭ Анастасия Бонч-Осмоловская.

 

По мнению заместителя директора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилла Зиньковского, существующие сегодня рейтинги оценки результативности деятельности вузов практически не учитывают факторы внешней и внутренней среды. Это делает подобные рейтинги оторванными от реальной ситуации. Ученые поставили перед собой задачу создать систему, которая бы оценивала эффективность использования имущественного комплекса вуза во взаимосвязи с качеством образования и научной деятельности.

При помощи математической модели был проведен анализ выборки из 29 вузов России. При этом были исключены самые крупные и известные вузы, как имеющие особое положение в системе высшего образования. Использовались две оценки, одна из которых учитывала размер бюджетного финансирования, а другая — нет. Основными параметрами для анализа были: количество студентов, доля преподавателей с ученой степенью, количество компьютерной техники в расчете на человека, общая площадь вуза и бюджетные расходы. На выходе же представлялось три параметра: рейтинг качества приема (среднее значение ЕГЭ), рейтинг научной и публикационной активности и соотношение бюджетных и внебюджетных расходов.

По мнению разработчиков, алгоритмы модели позволят провести одновременный анализ профиля вуза по направлению "ресурсы-результаты", не повторяя при этом ни одного из существующих рейтингов.

Кроме модели, оперирующей структурированными статистическими данными, разработчики представили также методику репутационной оценки вузов, основанную на публикациях в СМИ. По результатам проведенного исследования профессор НИУ ВШЭ Анастасия Бонч-Осмоловская отметила, что подобная репутационная оценка не субъективна и в ее основе лежат реальные события, формирующие имидж вуза в обществе. Высокая репутация вуза привлекает большее количество студентов. Соответственно, репутационные характеристики, переведенные в числовые значения, могут быть использованы для общей модели оценки эффективности работы вузов.

В ходе обсуждения члены экспертной группы высказали много замечаний к используемым в модели параметрам. Так, количество компьютеров на одного человека кажется устаревшим параметром, поскольку компьютеры теперь становятся обычным оборудованием, и если даже в вузе они есть не на каждого студента, то у самих студентов они есть практически всегда. Отмечалось, что количество штатных преподавателей, причем дающее преимущество в рейтинге с ростом их количества, это параметр «позапрошлого века». Несколько раз прозвучала мысль о том, что использованные параметры не дают возможностиоценитьглавное — качество подготовки студентов. «Это скорее модель для оценки эффективности менеджмента вуза», - отметил соруководитель группыАнатолий Каспржак.

Тем не менее, эксперты сошлись в том, что сам факт создания такой модели имеет большой потенциал. Использована хорошо проработанная математическая теория, сделана попытка формализации неструктурированных данных. При условии совершенствования используемых критериев, данная модель может быть очень важным инструментом в практике государственного управления образовательными учреждениями.

Источник

Комментарии (0)