Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока Правительства

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 24 апреля 2013 г., 14:47

Эксперты Общественной программы «Детство» Ирина Комарова, Ирина Агличева приняли участие 23 апреля 2013 года в заседании Открытого правительства, на котором были рассмотрены предложения социального блока Правительства по решению проблемы нехватки детских садов в рамках реализации Национальной стратегии в интересах детей.

В заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, Министр РФ Михаил Абызов, Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Швецова, а также ведущие эксперты по теме.

В своем вступительном слове Михаил Абызов отметил необходимость значительным образом преобразовать систему дошкольного образования: «До 2016 года нам необходимо решить вопрос по созданию дополнительных 1 600 000 мест в дошкольных учреждениях во всех регионах Российской Федерации, из которых 400 000 – это места для дошкольного образования детей от полутора до трех лет, 200 000 – для образования детей от 3 до 7 лет. Реализация такой амбициозной задачи требует большого объема финансирования, общий объем средств, направляемых на реализацию данной программы, оценивается в сумму до триллиона рублей. Это, безусловно, средства федерального и региональных бюджетов, муниципальных образований». 

Затем О. Голодец сказала, что качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока Правительства. В соответствии с поручениями Ольги Голодец, модернизация дошкольного образования должна строиться с учетом трёх аспектов:

  • тема доступности, то есть ликвидация очередности в детские сады;
  • качество образования. Оно играет не меньшую роль. В последнее время мне пришлось много ездить по сиротским учреждениям. Самая большая проблема детей-сирот – сильно отставание, которое образуется из-за отсутствия в раннем возрасте развивающей среды. Отсюда возникает необходимость формирования новых требований к квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений;
  • кадры. Детей, которые приходят в детские сады требуется воспитывать с учетом новых реалий. Это требует особого внимания к кадрам.

О. Голодец отметила, что в 1990-м году родилось 1 200 000 человек, а в 2012-м их родилось уже 1 896 300. К 2015 году у нас будет 8 400 000 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Такой прирост – громадная радость и большая ответственность.

Для того, чтобы обеспечить этих детей уходом, потребуется 755 000 новых мест. Но даже они не решат проблему доступности. Государство выделяет на решение этой проблемы 280 млрд в течение трёх лет.

Говоря о проблеме дошкольного образования, Ольга Голодец отметила, что у каждого ребенка должно быть место в образовательном дошкольном учреждении: «Обсуждая тему дошкольного образования, мы формируем фундамент будущего, фундамент развития нашего экономического и социального развития в серьезной перспективе. Это наше обязательство – перейти на новые стандарты образования и подготовить квалифицированных педагогов». 

Михаил Абызов: С одной стороны доступность, с другой качество. Когда мы готовили это заседание, то попытались ответить на следующий вопрос: как перейти от камеры хранения, которым был детский сад до сих пор, к полноценному образовательному учреждению?

Дмитрий Ливанов: У нас в стране за последние месяцы произошли очень крупные изменения в законодательстве. Особенно в той его части, которая относится к дошкольному образованию.

Стандарт, которого мы с нетерпением ждём, не будет отвечать на вопрос "что должен делать неординарный ребёнок"? Ребёнок дошкольного возраста никому ничего не должен. Это будет фундаментальный проект, который позволит.

С докладом по обеспечению доступности дошкольного образования выступил заместитель Министра образования и науки Игорь Реморенко.

Своё выступление он начал с тех перемен, которые произошли в дошкольном образовании. Он отметил, что сейчас резко изменился спрос на дошкольное образование. Даже в тех регионах, где не стремились отдать детей в детский сад, сейчас растёт число желающих, чтобы дети воспитывались в дошкольных учреждениях.

Появился новый закон об образовании, который также повлиял на изменение статуса дошкольного образования. Кстати похожие процессы происходят не только в России, но и во многих странах мира. Если раньше оно относилось к виду социальных услуг, то сегодня оно становится обязательным. Это не удивительно, так как учёные отметили, что правонарушения в зрелом возрасте напрямую коррелируются с посещением или не посещением детского сада.

Сегодня дошкольное воспитание более востребовано в южных регионах, Центральном Федеральном округе и на Дальнем Востоке.

С конца прошлого года благодаря Агентству стратегических инициатив и Правительству все регионы составили дорожные карты доступности ДОУ.

В основу нового проекта лёг опыт проекта, который завершился в прошлом году – Модернизация системы общего образования. В результате была собрана очень обширная информация о состоянии среднего образования. Теперь этот подход решено принять для дошкольного образования.

Для повышения качества дошкольного образования предлагается разработка нового федерального государственного образовательного и профессионального стандарта педагога в системе дошкольного образования, повышение зарплат педагогов. Что конкретно при реализации этого проекта получат семьи?

  1. Само образование остаётся бесплатным.
  2. Присмотр и уход остаются бесплатными для инвалидов и сирот.
  3. Доплаты же государства за других детей составят 20 % за первого ребёнка и 50 % за второго. Кроме того большими правами обладает учредитель. Он может снизить плату, если сочтёт нужным.

Наконец, ФГОС -- это не тот стандарт, который предполагает аттестацию. Он разрабатывался очень серьёзно. В Министерстве проводились социальные опросы родителей. Создана рабочая группа.

Основные требования родителей к дошкольному образованию –здоровье ребёнка, интеллект, самостоятельность.
Вторая составляющая ФГОСов – требования к условиям образовательной деятельности. В России это – СаНПиН.

Он отметил необходимость к 2016 году обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет стопроцентной доступностью образования и расширить формы и способы получения дошкольного образования. Среди механизмов для реализации данной задачи были озвучены следующие: 

- строительство и выкуп зданий, построенных частными инвесторами; 
- субсидирование кредитов частникам;
- подготовка кадров;
- приобретение оборудования.

В течение 2013–2015 годов планируется создать около 1,2 млн мест в дошкольных учреждениях, что позволит к 2016 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В регионах РФ планируется создание 755 тыс. новых мест.

Михаил Абызов: Недавно мне попался документ в виде методических указаний по ФГОСам, только зарубежным. В них были прописаны требования к гражданскому воспитанию детей. Воспитывались навыки добровольчества и социализации. Как это будет осуществляться у нас?

Игорь Реморенко: В 1970-х годах, чтобы проверить чистоплотность, приходила группа проверяющих, которые смотрели какие носовые платочки в кармашках у детей. Если чистый, накрахмаленный - ставили пятёрку, если мятый, но чистый, и так у всех.

В зарубежных же детских садах ведётся большая работа. Как правило это работа общественная. Воспитатели собираются, обсуждают, сами разрабатывают какие-то показатели. У нас пока этого нет, но запускать инспектора для выявления гражданской идентичности мы не будем.

Михаил Абызов: Члены открытого правительства, присутствующие здесь, тоже будут наблюдать.

Есть ли какие-то приоритеты для принятия в дошкольное учреждения детей от 1,5 до 3-х и от 3-х до 7? В последнее время сокращаются группы, как я знаю от 1,5 до 3-х. А ведь в общем списке 400 000 детей от 1,5 до трех стоят в очереди в детский сад.

Игорь Реморенко: Сначала отвечу, как чиновник. У нас есть указ. И мы его будем выполнять в первую очередь, что бы я ни считал, как человек. Согласно этому указу приоритетным для нас является возраст от 3 до 7.

Как отец отвечу так: тот ребёнок, который до трех лет воспитывается в семье чувствует себя более уверенно.

О демографических и социально-экономических эффектах развития системы дошкольных образовательных учреждений рассказала профессор факультета социологии НИУ «ВШЭ» Татьяна Малева. Она отметила, что развитие данной системы является многопрофильной программой: «Если ничего не строить, мы не сможем сократить дефицит мест в детских садах меньше чем на 1 100 000. Ничего хорошего это нам не сулит. Необходимо считать демографические эффекты, эффекты роста предложения рабочей силы на рынке труда. Эффект роста доходов семей с детьми, эффект выравнивания социального неравенства».

Существует обратная зависимость. Там, где решена задача с детскими садами, там растёт рождаемость.
Проблемы, которые могут быть решены или частично решены с увеличением дошкольных учреждений можно обозначить следующим образом:
  1.  Демографическая проблема.
  2. Рынок труда. Традиционно у нас работает женщина (48 % работающих женщин от общего числа активного населения). Это наше конкурентное преимущество. Не надо от него отказываться.
  3. Детский сад способствует социальному выравниванию семей с разным достатком. В школу из детского сада дети приходят приблизительно равными.
  4. Кто самый бедный сегодня в России? Семьи с детьми. Чтобы прокормить детей, в них должны работать два человека. Известно, что любая зарплата выше, чем пособия.
  5. Наш дефицит настолько глубок, что о профиците говорить не приходится.
  6. Таким образом дошкольные учреждения в конечном счете приводят к росту доходов.
  7. Даже если сокращается спрос, то ДОУ легко трансформируются в учреждения дополнительного образования.

Михаил Абызов: Перед нами стоит задача, и я надеюсь, что присутствующие в ней поучаствуют -- подготовить в течение двух-трёх месяцев доклад об инвестициях в сферу дошкольного образования.

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор, Директор региональной программы Независимого института социальной политики:

Денег никогда не бывает достаточно. Дефицит бюджета в 2013 году составит по прогнозам 521,4 млрд руб. Так что с деньгами в России напряженка.

А есть ли у нас прозрачная, открытая информация о том, куда вкладывать деньги? В этом году впервые Росстат выдал информацию об обеспеченности дошкольными учреждениями, с которой мой институт работает.

Этот график – свидетельствует о том, что не всё в порядке с достоверностью информации.

Помощь регионам не должна быть усреднённой. Проблема нехватки учреждений – городская проблема. Не надо говорить, что такой-то и такой-то регион нуждаются в детских садах. Регионы разнятся друг от друга хотя бы по числу городов.

Кому в России надо помогать? Регионы очень различны между собой не только по городам. Регионы мигрантского притока -- одно, а старопромышленные регионы -- другое.

Когда начнёт рожать поколение 90-х картина не будет столь радужной и прирост рождающихся будет меньше, чем сейчас.
У меня большая претензия к ХМАО – региону, в котором дворцы растут как грибы, а дошкольных учреждений – острая нехватка.
Видно по статистике, как начал расти спрос на социализацию в ДОУ в регионах.
Роль федерального центра разобраться, кто действительно нуждается в ДОУ.
Михаил Абызов: Действительно, без объективных цифр разобраться в этом невозможно.

Ольга Голодец: Мы видели эту разницу в цифрах и МОН подготовил для нас специальную методичку об оценке потребностей в ДОУ. 360 000 -- это те родители, которые встали на очередь 1 сентября 2012 года, а не получили места. Сегодня вопрос остаётся. Он не только в городах, но и в сёлах. Проблема – точечная география.

Исаак Фрумин: Я поддерживаю Наталью Владимировну в отношении необходимости таргетирования территорий.
Возможны три сценария финансирования:
Первый. Мы финансируем в среднем по стране. При этом сценарии мы денег потратим существенно больше.
Второй. Мы финансируем только нуждающиеся регионы. Денег тоже уйдет немеряно.
Третий сценарий. Мы финансируем пилотные регионы, на них отрабатываем успешные модели и потом распространяем их на остальные.

Проект должен идти в тех регионах, где имеется сильное проектное управление. В связи, с чем вопрос об этапности имеет ключевую роль.

Сейчас регионы не готовы к управлению таким сложным проектом.
Я бы начал с конкурсов в 2013 году.

В свою очередь, Людмила Швецова рассказала о финансировании программ дошкольного образования: «В стране не хватает денег. Нам нужно строить современные детские сады, с применением иннвационных технологий, где будет более эффективно использоваться площадь. Требуются дополнительные средства, которые на принципах софинасирования должны работать для поддержки задач строительства учреждений в субъектах». 

Также Швецова отметила важность поддержки сельских дошкольных учреждений. «Мы должны всеми организационными методами поддержать всех тех, кто хочет создавать частные, корпоративные детские сады». 

Общий объем планируемых средств на развитие дошкольного образования в 2013–2015 годах составляет более 1 трлн рублей, в том числе 280 млрд – из федерального бюджета. 

1,5 – 3 года. Мы не должны откладывать этот возраст. Если проанализировать развитие в других странах, которые пережили скачок рождаемости, они в первую очередь решали вопрос именно с этим возрастом.

Я поддерживаю идеи развития корпоративных ДОУ.

Наконец, несколько слов о САНПинах. Мы должны им аплодировать, поскольку в самый трудный период, они не позволили нанести урон детям, фактически защитили детей.

Ольга Голодец: СаНПиНы. Это сложный вопрос. Больше проблем вызывает толкование САНПиНов, чем самих норм, коорые в них включены.

Мы подготовили проекты двух САНПиНов и разослали их по регионам для обсуждения. По некоторым нормам регионы отстаивают противоположные мнения.

О частных детских садах – за рубежом, в развитых странах не более 10-15 % таких садов. Привела положительный опыт развития Ломоносовских школ, которых поддерживает государство. Появились субсидии от Минэкономразвития на строительство и развитие частных детских садов.

В ГД РФ обсуждается проект ФЗ о государственно-частном партнерстве.

Михаил Абызов: Может быть, ввести в САНПиН минимальные обязательные требования, с которыми все согласны, а те, кто считает, что требования нужно ужесточать, могут в своих регионах ввести более строгие правила в рамках регионального законодательства.

Также обсуждалась необходимость общественного контроля темы со стороны экспертов, родительских сообществ.

Подводя итоги совещания, Михаил Абызов предложил провести встречу с региональными властями для того, чтобы обсудить наиболее проблемные точки реализации проекта развития дошкольного образования на ближайшие три года: «И здесь не только вопрос о финансировании, это вопрос федеральной и региональной нормативно-правовой базы, здесь вопрос подготовки управленческого персонала регламента и методические рекомендации по развертыванию проекта, ответы на вопросы, связанные с участием частных организаций». 

В течение месяца на площадке Министерства образования и науки России будет проведен второй раунд обсуждения данного вопроса. В июле 2013 года уже планируется начать обсуждение нового образовательного стандарта дошкольного образования. Итогом обсуждения станут рекомендации Правительству России со стороны экспертного сообщества и заинтересованных участников процесса, направленные на совершенствование системы дошкольного образования.

Смотреть http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/events/5664/
Необходимы разные формы для разных социальных групп http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/

  

Детский сад XXI века.
Программа модернизации региональных систем
дошкольного образования

Проблема доступности и качества детского сада – одна из самых острых для россиян. Согласно статистике обращений граждан в Правительство России за прошлый год этой теме было посвящено 1384 жалобы (второе место после жалоб по поводу Единого государственного экзамена, 1895 жалоб). В последние два десятилетия в стране сложился существенный дефицит мест в детских садах, не менее остро стоит и уровень квалификации педагогов дошкольного образования. В ближайшие десять лет, если не предпринимать никаких усилий, проблема будет усугубляться.

Между тем, специалисты отмечают, что именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков. Таким образом, в дошкольном образовании закладывается основа для будущего каждого гражданина.

В связи с этим качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока правительства.

В соответствии с поручениями заместителя Председателя Правительства России Ольги Голодец модернизация дошкольного образования должна строиться по трем направлениям:

- ликвидация очередности в детские сады
- формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений
- внедрение нового стандарта дошкольного образования

Цель: обеспечить 100% доступность дошкольного образования для всех нуждающихся в нем детей от 3 до 7 лет к 2016 году (п. 1 «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599).

Решение: строительство новых современных зданий детских садов и развитие вариативных форм дошкольного образования. Согласно анализу очередности в дошкольные учреждения, с учетом демографического прогноза рождаемости и численности детей в возрасте до 7 лет в течение 2013 – 2015 годов необходимо создать около 1,2 млн. мест в дошкольных учреждениях, что позволит к 2016 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Цель: обеспечить качество дошкольного образования, предоставляемого детям дошкольного возраста в различных вариативных формах
Решение: разработка нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования
Цель: повышение квалификации педагогов дошкольного образования
Решение: разработка профессионального стандарта педагогов системы дошкольного образования, повышение зарплат педагогов

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Минобрнауки России региональные комплексы мер по модернизации дошкольного образования - «дорожные карты».

В «дорожных картах» субъектов Российской Федерации в течение 2013 – 2015 годов планируется введение 755 тыс. новых мест, в том числе:
  1. 357 тыс. мест за счет вариативных форм дошкольного образования и услуг дошкольного образования, реализуемых, в том числе, негосударственными организациями (частные, семейные детские сады);
  2. 398 тыс. мест за счет приспособления, реконструкции и строительства новых зданий государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений.

На реализацию этих мероприятий в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации на 2013 – 2015 годы предусмотрены дополнительные ассигнования в объеме около 222 млрд рублей.

Таким образом, для решения проблемы очередности и снижения социальной напряженности в ближайшие три года необходимо дополнительно ввести 433 тыс. новых мест.

Ввод мест будет осуществлен за счет строительства новых зданий дошкольных образовательных учреждений.

При расчете потребности в дополнительных ресурсах приняты во внимание данные Минрегиона России о стоимости строительства одного места в ДОУ, равной 650 тыс. рублей.

433 тыс. мест за счет строительства × 650 тыс. рублей = 281,5 млрд. рублей в 2013–2015 годах

Таким образом, для создания дополнительных 433 тыс. мест в ДОУ необходимы средства федерального бюджета в размере около 280 млрд. рублей.

В соответствии с поручением Председателя Правительства России Дмитрия Медведева от 21 ноября 2012 г. № ДМ-П12-6997 Минфину России поручено предусмотреть дополнительное финансирование в 2013 – 2015 годах мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного и дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в размере: в 2013 году – 114 млрд. рублей; в 2014 году - 130 млрд. рублей; в 2015 году - 80 млрд. рублей.

Для исполнения вышеуказанного поручения Министерством образования и науки разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования».

Согласно проекту постановления, субсидии будут предоставляться субъектам РФ при наличии согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации комплексов мер («дорожных карт»), предусматривающих к 2016 году 100-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет и, в частности, включающих в себя: 

  1. обязательство софинансирования из региональных бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции новых зданий детских садов;
  2. наличие разработанной проектно-сметной документации для строительства новых объектов;
  3. выделение земельных участков под строящиеся детские сады;
  4. использование архитектурных проектов, предусматривающих возможность многофункционального использования зданий дошкольных учреждений под различные образовательные нужды, в частности, возможность быстрого и малозатратного перепрофилирования этих зданий под начальные школы;
  5. наличие мер по поддержке и развитию негосударственного сектора дошкольного образования;
  6. наличие плана-графика по повышению оплаты труда педагогических работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Общий объем планируемых средств на развитие дошкольного образования в 2013-2015 годах составляет лее 1 триллиона рублей, в том числе 280 млрд. рублей дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

 

Комментарии (0)