Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Каким должен быть дом для дошкольников?

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 22 апреля 2013 г., 18:44

Детские сады должны быть комфортными, безопасными, освещенными, цветными, удобными для детей с ограниченными возможностями — считают участники круглого стола «Архитектурный облик детского сада», который состоялся в Общественной палате России 18 апреля сего года.

«Одни специалисты уделяют большое внимание санитарным нормам, другие — строительным, третьи — культурно-образовательной среде, но все эти аспекты должны быть учтены при планировании детских садиков», — отметила, открывая мероприятие, заместитель председателя Комиссии по развитию образования Любовь Духанина.

«Архитектура детских садов должна быть приспособлена для воспитания активных детей, учитывать новое взаимодействие взрослого и ребенка», — подчеркнула представитель Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы Елена Гибралтарская.

«Если раньше ребенок воспринимался как tabularasa, которого наполняет взрослый, то сегодня взрослые стараются дать больше инициативы ребенку, поэтому под его инициативы необходимо создать определенное пространство. Помещение должно стать местом живой жизни», — уверена специалист.

Под этим подразумевается право ребенка на беспорядок, возможность в любой момент удовлетворять разные потребности: порисовать; поиграть; пойти отдохнуть; если ребенок проявит желание побыть один, то важно предусмотреть и такое помещение, в то же время должно быть пространство и для бега, при этом воспитателю должна быть дана возможность наблюдать за всеми — перегородки должны быть прозрачными. «Здание должно быть построено так, словно каждый уголок — это третий воспитатель», — пояснила Гибралтарская.

В новых детсадах, уверены специалисты, должны быть обязательно предусмотрены зоны для игр с водой и песком (легко убирающиеся бассейны), театр, который просто трансформируется: чтобы сцена легко убиралась, менялись декорации, мебель удобно раскладывалась и собиралась. И, конечно, для всех предметов: от мебели до стен и игровых площадок должен быть продуман цвет, поскольку цвет особо влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.

«Все дети до пубертатного периода во всем мире абсолютно одинаково воспринимают цвет, — заявил Со-директор агентства Capital Research Group (основатель первой в России лаборатории, исследующей влияние цвета на психику человека) Николас Каро, — поэтому цвета должны нести детям чувство защищенности, комфорта».

В странах ЕС обязательно проводится экспертиза цветов помещений, в которых находятся дети, рассказал эксперт. «В советские годы также разрабатывались методички по цветовой гамме для зданий, предназначенных для образования и здравоохранения», — добавил он. По мнению Каро, сегодня снова необходимо вернуться к пересмотру цветовых гамм тех мест, где дети находятся почти постоянно.

Любовь Духанина одобрила эту идею и предложила на следующем круглом столе, посвященном проблемам детских садов, обсудить с заведующими и цветовую проблему в том числе, выработать рекомендации, поскольку «на этот вопрос руководители детсадов могут повлиять».

Руководитель проектно-производственной фирмы Проект-Реализация Ольга Бумагина представила проекты новых типовых дошкольных учреждений, в которых предусмотрены и бассейны, и театры, и подсобные помещения, и специальные устройства для детей с ограниченными возможностями, а также места для колясок, на которых привозят самых маленьких. Такие детские сады уже есть в Москве и Подмосковье. По мнению Бумагиной, архитекторы при планировании детского сада обязательно должны продумывать возможности для детей-инвалидов. «Если не продумал, значит, не архитектор», — добавила она.

Эксперт Общественной программы "Детство", ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития и РАН Ирина Комарова рассказала участникам о зарубежном опыте строительства детских садов. Например, польские сады отличаются отсутствием коридоров и большими окнами. В австрийских — максимально застекленные стены для проникновения света. В скандинавских странах используются экологически чистые материалы и снаружи, и внутри (к этому стремится и наша страна), применяется вся цветовая гамма: архитектура может быть простой, но множество цветов и рисунков делают ее интересной и привлекательной. Лестницы и коридоры — широкие, при покрытии используется нескользящий материал. Применяется энергосберегающее строительство: на крыше здания солнечные батареи и изоляционные материалы, позволяющие избегать протечек.

В свою очередь преподаватель Московского областного университета, эксперт Общественной программы "Детство" Наталья Губанова посетовала на то, что российское Министерство образования при решении проблем нехватки мест в детских садах предлагает надстраивать третий этаж на крышах. «Представляете, как детки, одетые, с коробками игрушек зимой сначала будут спускаться, а потом еще и подниматься вверх. Это очень тяжело. Да, и состояние крыш зачастую в небезопасном состоянии», — возмущалась она. Еще хуже, по ее словам, с состоянием площадок. При строительстве и ремонте детского сада должно быть совершенство для человека, а не совершенство для совершенства, заключила она.

Смотреть видео-трансляцию http://www.video.oprf.ru/conference/view/id/1454

Источник Оп РФ http://www.oprf.ru/press/news/2013/newsitem/21269

Архитектура детского сада (4,6 Мб)

Комментарии (0)