Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


«НОВАЯ ШКОЛА ВЫРАСТЕТ ИЗ СТАРОЙ»

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 27 мая 2011 г., 15:41

В преддверии Российского Форума «Детство-2020» (январь 2009 г), посвященного итогам реализации проекта «Год семьи» в Москве, на сайте Благотворительного Фонда «Мое поколение» размещен ряд интервью. К выступлению приглашены люди с осознанной гражданской позицией, с ясным представлением о будущем развитии нашего общества.

Свое видение представляет член Комиссии по образованию Общественной палаты России Сергей Черников.

СПРАВКА:

Сергей Юрьевич Черников родился 21 января 1964 г. в г. Стерлитамак Башкирской АССР. Окончил Институт Управления, экономики, права и информатики в 2000 г., Шуйский Государственный Педагогический Университет в 2000 г. С 1995 г. – 1998 г. – генеральный директор ООО «Финнефтехимпродукт», Москва. С июля 1998 г. по август 2001 г. – руководитель проекта ООО «ЭМБИЭЛ», Москва. С августа 2001 г. по март 2003 г. – председатель совета директоров, затем президент ОАО «Петротэк-Холдинг», Москва. С февраля 2005 г. по апрель 2007 г. – генеральный директор ОАО «Башхим», Москва. С января 2002 г. – председатель совета директоров компании «КанБайкал Ресорсез Инк.», Калгари, Канада. Имеет благодарность Президента Российской Федерации за участие в предвыборной компании 2000 г. В настоящее время занимается общественной работой. Член Общественной палаты Российской Федерации. 
 
Сергей Юрьевич, мы с вами вроде собрались говорить об образовании и детях, но в условиях финансового кризиса говорить с бизнесменом хочется об экономике.
- Надо этот соблазн преодолеть. Общество не может позволить себе решать только тактические задачи. Экономические проблемы, если копнуть чуть глубже, имеют и морально-этическое измерение. В конце концов, не будет большим преувеличением сказать, что проблемы на ипотечном рынке США вызваны безответственным поведением массы заемщиков. Люди влезали в долги, заранее зная, что не смогут по ним расплатиться. Как знать, может быть, сегодняшний кризис есть лишь результат недоработки педагогов прошлого. И может быть, занимаясь сегодня детьми, мы предотвращаем будущие кризисы.

Хорошо, давайте о роли воспитания в экономике. Должна ли школа давать ребёнку представление о реальной экономике? Об этом в школе вообще не говорят.
- Меня в нашей школе тревожит не столько содержание, о котором вы говорите, сколько сама форма. Не то, чему учат, а скорее то, как это делают. Мне очень не нравится, что с первого класса наш ребёнок попадает в жесткую конкурентную среду. Он знает, что должен быть лучше соседа, а значит сосед – если и не враг, то конкурент. У нас уже при поступлении в школу ребёнок должен сдать экзамены, пройти конкурс, часто - за деньги, а родители этому потворствуют, стремятся «попасть» в школу, которая дает больше навыков-умений, так называемых «ЗУНов». Об эмоциональном, человеческом начале речи никто не ведет! Со второго-третьего класса такой ребенок уже знает: кто чего стоит, у кого какие родители. За границей сегодня мейнстрим совсем другой – до десяти лет школа ориентирована не столько на конкретные знания, сколько на некую этическую составляющую. Главное – воспитать человеческие качества. Я имею в виду североамериканскую систему образования. Мои дети учились в Канаде в младших классах, а сейчас учатся здесь. И у меня есть возможность сравнивать две образовательные системы, что называется, по «горячим следам».

Вот реальная история: прихожу я в детсад, забирать дочь. В группе 12 детей-четырехлеток и среди них на коляске сидит сорокалетний человек с задержкой развития, которого тоже сюда привозят. Алёна всего второй день там была и этого Джона боится, а другие дети по нему лазают, общаются с ним. Позднее, когда мы готовились отмечать Алене 4 года, она попросила: «Можно, чтобы Джон ко мне приехал на день рождения?».

Этот Джон – он как дитя, и он интегрирован в сообщество равных ему по восприятию, по уровню развития. У нас исключают таких людей из общения, а у них - наоборот. Я очень обрадовался: у моей малютки возникло понимание, что Джон – равный ей человек, хотя и совсем непохож на нее. Вот так с первых лет там учат, как надо дружить, как любить. Детской жестокости я там ни разу не наблюдал. На мой взгляд это не менее важно, чем просто некий объем информации, в том числе и экономической.

Странно слышать такие вещи от бизнесмена. Бизнесмен - и против конкуренции. 
- Именно потому что я насмотрелся на конкуренцию, я и хочу, чтобы она – эта конкуренция - стала цивилизованной. Чтобы лихие 90-е не повторились.

А что насчет содержания? Чему учить? 
- Цель образования для всех времен и народов двуедина: наши дети должны быть лучше нас духовно и знать больше нашего. Поэтому, конечно, нельзя забывать и о второй функции школы - максимально полно и быстро давать ребенку знания.

Здесь, как мне кажется, нельзя отказываться от достижений отечественной школы. Базовые знания в биологии, химии, физике должны быть получены каждым человеком и наша школа с этой задачей всегда справлялась вполне прилично. Нельзя разрушать сложившуюся систему. Но в погоне за фундаментальными знаниями нельзя «задавить» творческое начало, которое есть у каждого от рождения. Поэтому первые годы обучения должны быть связаны с языками, гимнастикой, творческими уроками. Мы должны помочь детям в главном - в социальной адаптации. В нашем суровом, требовательном мире интереснее и полнее жизнь у человечных, доброжелательных людей, способных к рефлексии. Мало быть просто кладезем информации, надо уметь сопереживать, понимать других людей - это путь к счастливой личной жизни, и это путь к успеху и в части профессиональной самореализации.

И все-таки, когда говорят о роли образования в экономике, то обычно имеют в виду не морально-этическую составляющую, а более прикладной аспект – знания. Она так и называется - «экономика знаний». Никто ведь не называет ее «экономика толерантности» или «экономика человеческих отношений». 
- Но ведь одно не исключает другого, а скорее наоборот! Экономика знаний является прямым следствием гуманизации общества, развития толерантности. Люди, непохожие на других, перестают стесняться своей непохожести, они не прячут ее, а гордятся ею. Окружающие перестают травить «гадких утят», а с любопытством смотрят на них. Возрастает вариативность общественной системы, она усложняется, идет поиск и изучение нового, а это и есть инновации. Раньше это был удел дерзких одиночек, сейчас в 21 веке, когда коперников уже не сжигают на кострах, никакой отчаянной храбрости это дело не требует и процесс становится массовым. Количество изобретателей переходит в качество изобретаемого. И все благодаря толерантности! Инновации – это не просто знания, это, в первую очередь, культура поиска нового, изучения неизведанного, небоязни непохожего. Появится соответствующая культура – появятся и знания, и технологии. Обратите внимание на простую закономерность: чем выше уровень толерантности в стране, тем большую долю мирового рынка высоких технологий она занимает.

Мне кажется глубоко символичным, что отвечать за наши нанотехнологии поставлен главный российский либерал – Чубайс. Дело не только в его менеджерских талантах, но и в той идеологии, которую он олицетворяет.

Вы создаете «Новую школу». Будете внедрять там все идеи, о которых сейчас рассказывали, так? 
- Да, но повторюсь, это не будет революцией. Наша новая школа появится только на основе существующих методик. Ведь цели «обычных» школьников тоже должны быть достигнуты: нашим ученикам также надо будет сдавать ЕГЭ, также надо будет поступать в вузы. Возможно, и даже скорее всего, обратимся к огромному наследию народного воспитания. Например, можно добавить школе положительных эмоций через народные праздники и обряды. В общем, будем использовать все: и российско-советский опыт, и зарубежные наработки.

Когда же будет открыта Ваша «Новая школа»? 
- Рассчитываем, что через год - две школы, которые будут работать с использованием новых образовательных принципов, уже откроются. В качестве пилотной площадки выбран один из районов - новостроек в Башкирии. Район - это малоэтажная застройка на 70 тысяч человек. Мы строим там четыре общеобразовательных школы: две - по существующим стандартам, и две - по новому архитектурному проекту. Считаю, что даже архитектурно-планировочное решение должно помогать детскому творчеству. Эти здания будут модульными, а в рамках модуля можно будет запросто переставить стенку, объединить или разделить пространство. Я, как отец, как гражданин, хочу, чтобы школа стала «домашней», родной для наших детей.

В таких условиях, я убежден, и многие специалисты это подтверждают, нормальным детям на освоение обязательного материала по всем наукам потребуется не более двух-трех месяцев в году. Остальное время можно будет потратить намного интереснее и полнее, участвуя в проектной творческой деятельности.

Получается, что Вы хотите «сложить» в одно целое школу и систему внешкольного образования, которую когда-то создали в СССР? 
- Да, все новое - это забытое старое. Я когда-то был самым отъявленным хулиганом нашего двора, и успел поучаствовать во всех кружках и секциях родного района. Это было замечательно! Что уж говорить: большинство достижений нашего поколения - это не заслуга школьных уроков, это результат всего того, что мы делали после, а иногда - вместо уроков! Уверен, что надо вернуть детям возможность творческой самореализации, которую давала советская система внеклассной работы, только на новом образовательном и содержательном уровне.

А вообще, у российского образования есть будущее? 
- У него великое будущее. Но для того, чтобы этого будущего достичь, мало перелопачивать наши собственные достижения. Не нужно стесняться учиться у других. Если мир пришел к Болонским соглашениям, так и нам надо ими пользоваться. Не стоять обиженно в стороне, а врываться в самую гущу рынка – образовательные услуги – это ведь тоже рынок – и брать с него самое лучшее. В конце концов, наше наследие, которое мы считаем нашим исконным, - оно же тоже во многом является результатом заимствований Петра. А университетская система, которой так сегодня гордится Америка, впервые создавалась в средневековых Италии и Франции, а вовсе не была придумана американцами. Неважно, кто изобрел велосипед, важно, кто на нем ездит.

 

Комментарии (0)