Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


О детстве всерьез

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 4 апреля 2011 г., 12:24

Журналист Алена Чарубина:

Меня удивляет та легкость, с которой представители СМИ, порой обремененные большим людским доверием, пытаются сегодня говорить на тему детства.


И эту «легкость» восприятия детства они допускают в то время, когда согласно данным исследований, проведенным экспертами программы «Детство» растет число сирот. 85% из которых – это дети-сироты при живых родителях. Увы, сегодня их почти на треть больше, чем сразу после ВОВ.

И это в то время, когда не падает детская преступность. И ежегодно около 500-600 тысяч детей ежегодно попадают в зону риска. Когда 30% детей рождается вне брака. Когда будущее 70% детей, родившихся в семьях небезоблачно, потому что согласно все той же статистике, эти браки распадутся…

Когда от безделья бунтуют подростки в больших городах. Когда только 4% детей занимаются в свободное время интересными делами. На занятия остальных у родителей либо нет средств, либо нет достаточной информации или просто понятия, как правильно организовать досуг детей. И лишь 25 % детей посещают спортивные секции.

Когда единственным развлечением для детей и взрослых остается ТВ. Тем самым создаются идеальные условия для внедрения в подростковое сознание транслируемых по ТВ моделей поведения. А молодежные ТВ-каналы - ни что иное, как концентрация самых сомнительных достижений мировой телепрактики. Влияние Интернета при этом все же ограничено - сколько семей, имеющих детей, пребывает за чертой бедности или на грани ее. Какой там компьютер!

На фоне этого даже короткого списка тяжелых фактов  меня удивляет та странная кампания, которая разворачивается сегодня в СМИ против тех, кто хочет перемен для детства. Фонд «Мое поколение» предложил программу «Детство». И я хочу спросить: осознают ли люди, делающие попытки с ней «разобраться», с чем они, собственно, борются? И против кого?

Программа «Детство» представила на суд широкой общественности анализ сложившейся ситуации с выкладкой всех цифр, в том числе и приведенных выше. Разъяснила  негативный и позитивный сценарии развития страны в будущем.  Авторы ждали серьезной дискуссии, а получилось, что  никто не хочет вести дискуссию в предметной плоскости. Сразу скажу: не стоит принимать за дискуссию попытки тех или иных персон, которые, не вникая глубоко в смысл предлагаемых идей, стремятся сразу же подвергнуть их вульгаризации и осмеянию. Ох уж эта привычка пересмешничать! Кстати, другая привычка - не вникать глубоко в мир ребенка  - это все та же тяга ньюс-мейкеров к поверхностному восприятию детских проблем или… заговор против собственной страны? Ведь не хотеть изменений в той катастрофической ситуации, в которой находятся наши дети сегодня – играть на руку недругам собственной страны.

Задумайтесь, темой детства занимаются 19 федеральных органов власти, а на региональном, муниципальном уровнях более 50 тысяч служб. И если к лучшему ничего не меняется,  может, надо задуматься об оптимизации этих служб?? И не отвергать сразу то, что помогает переосмыслить деятельность их этих служб в том числе.

Если никто в политических и общественных кругах не продвинулся вперед в том, чтобы даже сформулировать образ детства - каким оно должно быть в нашей стране, если никто не приблизился даже на шаг в создании концепции по теме, то почему надо с ходу обрушиваться на тех, кто это попытку предпринял. А что получается? Появились люди, вышли с собственной программой, сделали дорожную карту и… ужаснулись еще больше. Ау! С кем вести конструктивный диалог?? Все, что они ни скажут, сразу же пытаются вульгарно перетолковать. Авторов выставляют несерьезными людьми и союзниками маргинальных  групп. Что это? Упала культура обсуждения? Или кто-то в потакании своим шкурным интересам отрабатывает заказные деньги от транснациональных иностранных компаний, которым не выгодна сильная Россия? И в планах которых РФ рассматривается исключительно как сырьевой придаток. Ау! Очнитесь! Вы с кем? Неужели вам хорошо сидится в «детском болоте»?

Осмотритесь! Главной сферой внимания и приложения усилий власти, бизнеса и общества остается... разрешение текущих проблем. Там рушится, там некому работать, там устаревает, там молодежь бунтует. И власти все время оказываются в такой ситуации, когда вынуждены реагировать, а не опережать.

Да, слава Богу, что появились люди, способные своими идеями и разработками помочь преодолеть кризис воспитания молодого поколения в стране!

Уверена, что и высшие формы общественной и политической активности нашего населения (я имею в виду возникновение зрелого гражданского общества) появятся в РФ, в том числе, и через такие программы, как «Детство». Как одна из первых рабочих технологий по мобилизации усилий множества людей на создание будущего. И заметьте - нормального будущего. Сегодня пока преобладает такое представление о гражданском обществе, что это некий набор общественных организаций, зарегистрированных Минюстом. Все забывают, что гражданское общество возникает при любом числе самоорганизованных граждан, которые способны решить реальную задачу. Организуясь вокруг проекта «Детство», общество, возможно, окажется способным изменить существующую ситуацию… А что если именно эти люди знают, куда нам нужно идти дальше?

Меня удивляет неприятие технологий, по которым работает проект. Может, потому что опять кому-то лень вникать в суть? Серьезными экспертами и сотрудничающими с «Детством» научными коллективами вузов проводятся исследования и опросы. Затем разрабатываются дорожные карты. Они – что-то вроде «навигатора по будущему»,  своеобразные «карты военных действий». Карты позволяют всем участникам понимать и видеть, что могут делать их коллеги по процессу, и к каким последствиям все это приведет. В дорожной карте разделены явления, которые имеют собственную логику развития и не зависят от прилагаемых усилий, и зоны, по отношению к которым решения еще возможны. Весь мир работает по такой схеме. Вот из всего широкого перечня заявленных технологических инноваций экспертами были выделены те, которые в наибольшей степени окажут влияние на состояние детства в России.

Если кому-то из критиков это кажется детской забавой, я предлагаю вспомнить пример из нашей недавней истории. Интернет мог зародиться именно в России, а идея нашла воплощение в жизнь в США. Еще в 1964 году советскому академику Глушкову пришла в голову идея киберсети. Идея будущего Интернета показалась чиновникам лишь глупой фантастикой.

Конечно, проект трудно принять сразу, потому что он меняет наши привычные представления о необходимых мерах в сфере работы с детьми. Но надо вникать и думать. Иного выхода нет. Простой пример, к 2015 году более половины населения земли будут пользоваться Интернетом. Уже сегодня, проживая в одной стране, можно получать образование в другой,  а работать по Интернету в третьей стране. Так какой же страной будем мы – в которой удобно и комфортно жить? Или выгодно работать? Или важно получать образование? А собственная образовательная траектория – да об этом можно только мечтать! Только варианты такого будущего нужно закладывать уже с детства. Причем, на уровне государственной политики в сфере образования и производства детских программных продуктов. Разумеется, важную роль играет здесь учет интересов детей при создании инновационных технологий и сред обитания.

Возьмем еще один вполне невинный аспект - профориентацию детей. «В школе ее  сегодня фактически нет, - анализируют эксперты проекта, - В семье она осталась той же, что была в советский период, — ориентируют детей не на профессию, а на образ жизни. Только в системе ценностей родителей многое изменилось: образ рабочего практически отсутствует (1 %). Основной критерий выбора родителями профессии для детей — ее престижность, высокая оплата». Действительно, значимость высшего образования в сознании как родителей, так и детей все более возрастает. Но родителей вводят в большое заблуждение – востребованного высшего образования в РФ нет. Вы все еще думаете – что восстановить это можно только через заказ экономики? И что это не проблема детства? Вы очень ошибаетесь. К будущей профессии и приобщению к науке дети приходят через интерес в детстве. Значит, усилия надо сосредоточить в этой области.  Выходит, авторы проекта, опять правы.

Сегодня многие привыкли рассуждать в русле устоявшихся стереотипов - преодолеть демографический спад можно только увеличением рождаемости, а на такие-то тяжелые отрасли промышленности надо делать ставку и т.д. Давайте опять мыслить в масштабах детства. Почему не исправлять демографические провалы разумной миграционной политикой? Эмигранты прорастают корнями в чужую землю, когда себя не чувствуют чужими их дети. А что делать, чтобы эмигранты ассимилировали, а не разбредались по диаспорам и не укреплялись в них, как за крепостным валом и рвом с водой? Как сделать, чтобы не было «государств» в государстве? Нужно работать с детьми эмигрантов. А кто сказал, что индустрия товаров для детей не может быть предметом «ставки»?

Вы заметили, что я сейчас фактически иду по концепции проекта. И я уверена: большинство читателей со всем этим согласны. «Мы стараемся идти по сферам,  привычным восприятию россиянина, - объясняет схему проекта его куратор Алина Радченко, - мы говорим о доступности медицины, о здоровом образе жизни, о материнском здоровье, о семье, школе и т.д. Мы решили идти по сферам, потому что неподготовленному человеку сложно воспринять наш проект целиком. Пока его легче воспринимают по частям. Однако это все равно, что с маленькой лупой изучать слона: увидели хвост – описали, увидели хобот – описали. Поэтому и случаются досадные накладки. Нас вдруг не поняли и что совсем смешно -  нас же обвинили в этом. Дескать, не так рассказываем»…

Нам предлагают отойти подальше и отрешиться от привычных представлений о том, как надо заниматься детством, посмотреть на предлагаемое под другим углом. Конечно, это требует определенных душевных затрат, что не всегда хочется делать критикам проекта. И они начинают попрекать авторов тем, что летают, дескать, они, грешные, над землей и не занимаются насущными проблемами детства – ростом наркомании и алкоголизма в среде подростков и прочими серьезными и прочими важными вещами.

Вся проблема в том, что нынешние «ветераны» наркомании появились не сегодня. В массе своей они сформировались в период распада страны. В то самое время, когда рушился институт семьи, и раковая опухоль коммерциализации разила всех. Запах легких денег сбивал с пути даже хитрых чиновников. Закрывались заводы, и от безделья сносило головы даже у крепких мужиков. Женщины сутками пропадали на рынках. Обманутые старики митинговали на площадях. И дети были никому не нужны.

  В моем понимании,  все действия проекта направлены на то, как не дать свернуть с правильного пути здоровым и вернуть к жизни умирающих. Речь, действительно, должна идти о проектировании безопасной среды для ребенка. Дом, двор, улица, школа, Интернет, детское сообщество. Нужно видеть этот мир ребенка целиком. Невозможно реформировать образование, не затрагивая культуру и т.д. Во что играют наши дети? Что смотрят? Что чувствуют? Что видят, с кого берут пример?

Вот тоже информация, которую я нашла в материалах программы «Детство». «За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, изучивших влияние ТВ и кинематографа на детей. Исследования проводились в разных странах мира. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более жестокими по отношению к людям и предметам. Дети, смотрящие много передач со сценами насилия, воспринимают его как легитимный способ разрешения конфликтов. Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. Чем больше ребенок видит насилия на экране, тем вероятнее, что он станет жертвой насилия. Если ребенок предпочитает смотреть передачи такого характера, он с большей долей вероятности вырастет агрессивным и даже совершит преступление. Естественно, не все дети, видевшие боевик, в качестве способа разрешения конфликтов выбирают физическую агрессию. Но надо помнить, что к ней прибегают, как правило, дети, подвергавшиеся физическим наказаниям».

Сегодня предлагается много способов сделать экран безопасным. Но есть реальный  способ сделать его таким - как предлагает программа «Детство», это координация усилий всех, от кого это в разной степени зависит. Нужно всем сесть за стол переговоров. Потребителям и создателям. И если у нас с вами сегодня появляется площадка, где это можно будет сделать, и люди, которые этой темой займутся,  – то нужно этому факту только радоваться.

Представьте себе ситуацию развития плохого сценария, когда тенденция к росту матерей-одиночек в нашем обществе, несмотря на все меры и  усилия государства, все же сохраняется. Пусть общество негласно продолжает осуждать таких матерей, «мотивируя» их тем самым на «семейный подвиг», но… что делать с детьми, которые страдают от этого. Какие нужно создать условия, чтобы такие дети не чувствовали себя ущербными?  Это первый момент. Второй вопрос упирается в воспитание родителей. И почему бы в выпускных классах или на первых курсах институтов не ввести факультативный курс «Просвещенное отцовство»? Почему не сделать модным среди молодежи такой необычный «тренд»? Почему не ввести добровольный экзамен (тестирование) среди молодых на родительство? Такие вещи, как, например, экзамен на отцовство - «легкий и шуточный» на поверхностный взгляд, - способны глубоко проникать в сознание молодых. Все зависит от способа подачи. Это ведь у молодых отцов рождается, как говорилось выше,  30% детей  вне брака.  Вы, вероятно, знаете, что ребенок из неполной семьи входит в зону риска. И 62 работающие детские колонии по стране вас в принципе пугают? То есть, вам уже не такими смешными кажутся идеи и способы воздействия на сознание молодых? Идем дальше.

Как картинку для следующего вдумчивого осмысления приведу еще один простой пример из жизни вузов. Студенты Высшей школы экономики (НИУ) проводили в конце прошлого года конкурс рассказов. И выявили любопытную картинку. Их сокурсников не интересует… жизнь. Воображение молодых не вертится вокруг своего собственного будущего или своей страны. Они живут в мире ирреальности. Студенты подражают романам Толкиена, черпают вдохновение в «Звездных войнах», «Ночных дозорах» и т.д.. Как сделать реальную жизнь ближе к студентам? Да все через тот же грамотный игровой и аудивизуальный ряд.

А, кстати, почему вместо того, чтобы лишать родителя прав (если он не совершил преступление, разумеется), не дать ему шанс пройти обучение, предложить пройти экзамен «ответственное родительство». Формальная процедура, скажете вы. Отнюдь. Это и ликбез, и возможность дать человеку еще один шанс вернуться к своему ребенку. Даже если немногие из тех, кто прошел такие курсы, смогут после этого сохранить свою семью и вернуть доверие ребенка, в стране станет чуть меньше сирот. Напоминаю, что к принуждению опять же никто никого не призывает.

Остается добавить, в программе «Детство» заложены серьезные предложения, затрагивающие область работы органов соцобеспечения на местах и даже министерств культуры, образования, здравоохранения и т.д. Проекту не хватает только Вас, ответственного родителя! Так с кем вы, уважаемый?

Дата публикации: 21-02-2011, ссылка: http://zarubejom.ru/news/show/7512.html

Источник: Журнал "Домашний ребенок" http://domrebenok.ru/2011/02/18/o-detstve-vserez

Комментарии (0)