Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Стенограмма Белоусец С

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 17 декабря 2013 г., 12:57

 Ведущий:  Всем здравствуйте, вы слушаете радио «Моя семья», это программа «Большое будущее», мы обсуждаем форсайт-проект «Детство», который создан по инициативе благотворительного фонда «Мое поколение» в партнерстве с Общественной палатой Российской Федерации. Сегодня у нас в гостях Сергей Белорусец, секретарь Союза писателей Москвы, председатель оргкомитета фестиваля детской литературы им. Корнея Ивановича Чуковского, здравствуйте.

С.Белорусец: Добрый день, Никита, добрый день, уважаемые радиослушатели.

Ведущий:  Вопрос, который я задаю каждому гостю, который приходит к нам на студию – в чем вы видите популярность форсайт-проекта «Детство»?

С.Белорусец: Актуальность в том, что собрались профессионалы, которые не пытались заняться, как обычно бывает с полупрофессионалами, тем, что ретуширование происходит, здесь этого не было, проблема поднята остро, актуально, сделаны выводы, зачастую, нелицеприятные, и задача в том, что, с одной стороны, исправить то, что можно еще исправить, а, с другой стороны, не мешать тем тенденциям, которые объективны и в них умело встраиваться.

Ведущий:  Мы сегодня будем говорить о детях, в частности, будем разбирать, что же такое игра. Не секрет, что ребенок сначала начинает играть, и потом, через игру, познает мир.

С.Белорусец: Так оно и есть и как раз фестиваль детской литературы им. Корнея Чуковского занимается тем, что позиционирует игру как основную базовую потребность человека, когда какие-то сложные вещи подаются через игру человек легче, с большим интересом воспринимает то, что кажется ему сложным, когда подается как некое наукообразие, да и вообще, человечество издревле играет в игры.

Ведущий:  Что вы вкладываете вообще в понятие детство?

С.Белорусец: Детство – это очень сложное понятие, если форсайт-проект «2030» сделан для того, чтобы давать эти формулировки, но детство – это некая особая история, встроенная в жизнь человеческую зачастую, у этой истории, зачастую, совсем другие правила, чем те, которые приходят потом, когда начинаются другие этапы жизни самого человека и жизни общества. Кстати, задача взрослых зачастую и в том, чтобы научиться, став взрослыми уже, понимать правила, по которым играют дети. Жизнь – глубокая очень игра, матрешка в матрешке – это основная составляющая жизни.

Ведущий:  То есть, жизнь и детство можно рассматривать исключительно как игру?

С.Белорусец: Вполне можно рассматривать игру с моей точки зрения. Но это не делает проблему менее серьезной.

Ведущий:  Но, тем не менее, когда играет ребенок, мы нормально на это реагируем, когда играет взрослый человек – то это несколько странно.

С.Белорусец: Это, опять же, те правила, которые мир насаждает, потому что человечество, несмотря на то, что ему очень много лет, не умеет жить. А делает вид, что умеет и умеет здорово. Зачастую не прислушивается к каким-то тенденциям, закрывает на что-то глаза, боясь и убегая, теми же способами обращается с детьми, которые, зачастую, видят гораздо больше, чем видят взрослые люди, но так складывается их жизнь, что они стреноживаются посредством давления со стороны социума. Социум по-другому действовать пока не научился. А когда стреноживание происходит, соответственно сужается обзор и, ни о какой глубине речи быть не может.

Ведущий:  Мне так же интересно, как игры помогают развивать ребенка и какие конкретно игры помогают развивать.

С.Белорусец: Ну я расскажу о себе, я, собственно, занимаюсь тем, что придумываю стихотворные лингвистические игры. Эти игры развивают чутье ребенка на слово. Не секрет, что слово – это нечто безграничное, возможности которого, опять же, от многих скрыты. Я придумываю рифмованные игры, их очень много, если зайдете на мой сайт belorusec.ru, то там есть примеры более 20 стихотворных игр. Названия у них мудреные: благогрифы, палиндромы, метаграммы, анаграммы, шарады, стихотворения и ударения, омонимы, омофоны, веселая арифметика и так далее. Все это объединено у меня в специальную книжку, книжка так и называется: «Детские застольные игры или день рождения». Не секрет, что, зачастую, не знают взрослые как занять ребенка и чем занять ребенка на его днях рождения и прочих праздниках. Люди маются, и взрослые и дети. А подготовлен некий сборник смешных и не очень, загадок, вопросов и игр, которые понравились бы детям, причем, они восприняли бы это как некую игру, в то время как за оболочкой игры скрывается много чего серьезного, это, по сути дела, не только веселые занимательные игры, но и игры развивающие.

Ведущий:  Познавательные, так сказать.

С.Белорусец: Познавательные развивающие игры. Человек играет, думает, что просто время проводит весело и с интересом, и, кроме того, развивается, и это происходит не назидательно, а спокойно и радостно.

Ведущий:  А давайте сделаем сейчас небольшую остановку, а потом продолжим.

 

Ведущий:  В эфире программа «Большое будущее», мы продолжаем, я напомню, что у нас в гостях сегодня Сергей Белорусец, секретарь Союза писателей Москвы, председатель оргкомитета фестиваля детской литературы им. Корнея Чуковского, президент фонда «Рада», детский поэт и писатель. Мы с вами уже поговорили на тему, чему учит игра, вот хотелось бы конкретные примеры конкретных игр.

С.Белорусец: Вот, скажем, опять вернусь к себе. Вот эти мои игры, они, иначе они называются смехотворения, встроены в интерактивные игры, которые выпустила компания ИТДК, 4 или 5, я уже запутался в счете, игр, каждая из которых посвящена какому-то школьному предмету, «Приключения следопыта Лога» - так называются эти игры, и вот, одна игра посвящена географии, одна посвящена истории, одна посвящена русскому языку, одна арифметике.

Ведущий:  Чтобы поиграть в эту игру нужно на сайт зайти, как минимум? И причем, сделать это родителям.

С.Белорусец: Там надо зайти, и, похоже, не только зайти, но еще и купить эту игру, потому что правила у нее очень сложные, интерактивные, в двух словах не объяснить.

Ведущий:  Подождите, игра – это не ваше изобретение? Вы в нее играли? И наши, по крайней мере в нее играли?

С.Белорусец: Нет, игра – это не мое изобретение, просто для этой игры именно литературную основу писал я, она как раз делалась на основе этих моих смехотворений. Я, не знаю, приведу пример, скажем, какого-то смехотворения. Это метограмма – то, что я сейчас буду загадывать. Нужно отгадать измененную букву. Так мальчика Сашу зовут, собака зарыта и тут, но если сменить «у» на «а», отыщется кличка щенка. Ясно, что взрослые ни за что не отгадают эту загадку.

Ведущий:  Нужно подумать, наверное, чтобы отгадать.

С.Белорусец: Да не думать, а сразу, для ребят это, зачастую, автоматически происходит. Или это надо понять хоть как-то, насколько это алгоритм того, как все это происходит. Я подскажу ответ: «Шурик и Шарик». «Так мальчика Сашу зовут, собака зарыта и тут, но если сменить «у» на «а», отыщется кличка щенка». Метаграмма – это когда меняется в одном слове буква.

Ведущий:  А что это развивает?

С.Белорусец: Массу вещей. Начиная от логики с одной стороны, с другой кончая чувством слова, Да и эстетику тоже развивает, потому что это не просто некая метаграмма, а литограмма, обличенная в стихи. А стихи с самого раннего детства людям очень нравятся. Не секрет, что стихи, особенно юмористические ребенком воспринимаются на ура начиная с двухлетнего возраста

Ведущий:  И они легче запоминаются.

С.Белорусец: Они легко запоминаются, безграничные возможности слова открываются. Кто-то видит в стихах одно, кто-то видит другое, даже Чуковский, когда писал их, во-первых, он ориентировался не только на детей, но и на мам, так же как и Маршак, что настоящие стихи даже нравятся не только детям, но и их мамам и это показатель качественности. Во-вторых, у настоящих стихов есть разные слои, тот, кто знаком с англоязычной поэзией совсем по-другому прочтет и услышит стихотворения Чуковского, потому что там очень много влияния англоязычной поэзии там много реминисценций, иллюзий. А детям просто будет симпатичен ритм и рифмовка, смена размеров.

 

Ведущий:  У меня возникает вопрос, а дети наши изменились? Если сравнивать детей 10-20 лет назад и современных детей. Для них нужны другие стихи? Корней Иванович писал великолепные стихи, вот эти стихи, они морально не устарели?

С.Белорусец: Именно Чуковский? Нет, а кто-то из тех, кто писал стихи для маленьких уже устарел, скажем, Барто хороша как поэтесса, которая писала для самых маленьких, ее цикл «игрушки» очень хорош и сейчас.

Ведущий:  Ну конечно.

С.Белорусец: А то, что она делала для более старших ребят сейчас уже вряд ли кого-то может заинтересовать и привить любовь к русскому языку в том числе, а так же идеология, там, определенная отрабатывалась, тоже не секрет.

Ведущий:  Ну, а как дети-то изменились?

С.Белорусец: Сейчас?

Ведущий:  Да, вот современный ребенок. Что ему нужно? Ему нужно стихотворение, где будет упоминаться компьютер.

С.Белорусец: В принципе, как это ни странно, и да, и нет. Некоторые журналы сегодняшние, просят у авторов действительно, чтобы они, по электронной, кстати, почте, не посредством почтой, обычной, присылали в редакцию стихи, где много реалий современности. Чтобы там были и компьютеры и прочее.

Ведущий:  Давайте мы вернемся к этой теме, сделаем сейчас небольшую паузу.

 

Ведущий:  Еще раз здравствуйте, это программа «Большое будущее», сегодня у нас в гостях Сергей Белорусец, мы говорили о компьютерах, и вы, Сергей, рассказывали о том, что очень многие издания просят, чтобы в стихотворениях упоминалась современная жизнь современного ребенка.

С.Белорусец: В принципе, не вижу в этом ничего плохого, если существуют помимо этих стихотворений какие-нибудь другие. А они существуют, потому что в стихотворениях не обязательно в компьютере можно ввести такие понятия, как общечеловеческие ценности, а без этого понятия, в общем, никуда нам не уехать, они существуют, эти ценности, хотя они не всегда одни и те же, какие-то изменения происходят, и как раз задача современности и проблемы детства в том числе – чтобы не противопоставлять какие-то вещи, чтобы была объективная тенденция и не нужно противопоставлять какие-то грубые жесты, скажем, не означает наличие компьютеров и то, что дети ими увлекаются очень сильно, то, что нужно хватать молотки и топоры и разрушать компьютеры, нужно просто думать, как разумно встроиться в объективное течение событий, как свыкнуться с тем, что для кого-то кажется странным и непонятным, потому что опять же не секрет, что мир развивается, чем дальше, тем быстрее. То, что казалось невозможным еще несколько десятков лет назад, сейчас становится реальностью, а форсайт-проект «Детство» как раз говорит о том, что тенденции развития современного мира таковы, что очень многие вещи случатся быстрее, чем можно даже помыслить.

Ведущий:  Вот давайте и поговорим о возможностях форсайт-проекта «Детство». Какие возможности у этого проекта есть?

С.Белорусец: Дети действительно быстрее взрослеют в новых исторических условиях, опять же, объективная тенденция развития общества будет сводиться к тому, что очень скоро появятся стодолларовые дешевые компьютеры, которые станут реальностью практически для всех детей из любой страны мира. Рано дети  начнут, и даже начинают зарабатывать деньги сами, буквально с десятилетнего возраста, они смогут и могут это делать. И никуда от этого не уйдешь. Не выходя из дома можно будет получить образование, поэтому, безусловно, нужно будет изменять, реанимировать систему школьных отношений.

Ведущий:  Но через какое время это произойдет? Сейчас пока еще нельзя.

С.Белорусец: Ну, уже, уже, уже можно. Ну, конечно не так широко еще, но пока пройдет 10-15 лет и все это станет реальностью. Проект ведь называется «форсайт-проект «Детство 2030»», т.е., это 2030 год, то время, на которое ориентированы все эти прогнозы, по большей части. Кстати, интересная цифра. «2030» - как этот проект называется в Общественной палате, я думаю, что это как раз подходящее время для того, чтобы по телевизору пускать программу «Спокойной ночи, малыши!», так что очень точное попадание в название. Я иронизирую в каком то смысле…

Ведущий:  Но не приведет ли это в конечном итоге к тому, что дети целыми днями будут сидеть за компьютером и не выходить из дома? Если все будет в компьютерах, если образование можно будет получать с помощью компьютера? Ребенок скажет: «А зачем мне идти во двор? А зачем мне идти в школу? Буду сидеть, и все».

С.Белорусец: Во двор ребенок выходить безусловно будет, а вот в школу – не факт. И с этим нужно считаться и пытаться придумывать технологии и меры воздействия на ребенка, не насильственные, опять же, которые помогли бы ему так организовать свою жизнь, чтобы кроме компьютерных интересов были и другие. Это очень важно, вообще, мир без технологий немыслим, но еще более он немыслим без персоналий, сами технологии по себе не работают, чтобы они начинали работать и приносили пользу, нужны персоналии, то есть люди, которые отдают душу, умело отдают душу и вкладывают в какие-то дела. Пассионарии, я бы так сказал.

Ведущий:  Давайте сделаем еще один небольшой перерыв, а потом продолжим.

 

Ведущий:  Еще раз здравствуйте, это программа «Большое будущее» на радио «Моя семья», меня зовут Никита Усанов, Сергей Белорусец сегодня у нас в гостях. Мы уже говорили о форсайт-проекте «Детство», мы также говорили о детях, которые, естественно, изменились, хотелось бы поговорить и о родителях. Изменились ли современные родители, как вы считаете?

С.Белорусец: Опять же, как и на любой ваш вопрос, Никита, можно ответить по-разному. Да, в известной степени изменились. Нет, почти не изменились. И то и другое будет правдой и будет касаться зачастую даже одних и тех же людей, но, опять же, на разных уровнях. На глубоком уровне какие-то изменения в каких-то людях произошли. В каких-то людях эти изменения происходить не хотят.

Ведущий:  Ну, родители стали по-другому воспитывать детей, или нет? Или по-прежнему.

С.Белорусец: По большей части, к сожалению, они пытаются воспитывать детей по-прежнему.

Ведущий:  Как учили их.

С.Белорусец: И это метод, как правило, кнута и пряника.

Ведущий:  Да, совершенно верно. Который существует.

С.Белорусец: А это метод с изъяном и с большим.

Ведущий:  Но, тем не менее, сколько этот метод существует. Наверное…

С.Белорусец: Столько же, сколько и человеческая жизнь существует.

Ведущий:  Вот.

С.Белорусец: Я как раз о том пытаюсь сказать, что методы стереотипные обедняют жизнь человечества и человечество, при том что оно развивается, конечно, очень многих радостей и внутренних знаний лишается, потому что не желает идти по пути углубления своих отношений с миром. Некая поверхностная история, некое, в малоинтересном смысле, следование традициям, потому что традиции бывают важные, это тоже момент, который надо иметь ввиду. Есть традиции, которые надо длить и развивать, а есть традиции, от которых надо бежать, но это тяжело.

Ведущий:  Приведите примеры традиций, от которых нужно бежать.

С.Белорусец: Вот те самые традиции, например, которые говорят, что взрослый всегда умнее чем ребенок и всегда знает то, чем ребенку следует заниматься.

Ведущий:  А кто должен знать тогда если не взрослый человек?

С.Белорусец: Зачастую, это знает организм самого ребенка. Зачастую это знает взрослый, который читает книги и занимается саморазвитием. Таких взрослых, к сожалению, не очень много. Ведущий:  Вы считаете, что каждого взрослого нужно заставить читать такие книги?

С.Белорусец: Заставить никого нельзя ничего сделать, это в принципе невозможный пусть развития любого дела. Можно пытаться так организовывать территорию вокруг ребенка, чтобы взрослому хотелось изменяться. Это очень трудная задача, почти невыполнимая. Но, опять же, повторяюсь, существуют персоналии и существуют тоже технологии, и, до какой-то степени кажется, что ничего нельзя сделать, а при этом потом выяснять, что что-то сделано и какие-то задачи решены, хотя человек зачастую даже не знает, какие задачи он решает и решил ли он их, и потом выясняется, что он решил задачи или не решил, и насколько вообще он решил те задачи, которые декларировал.

Ведущий:  Ну, по большому счету, если речь идет о 2030 годе – это ведь современные дети тогда станут уже родителями в это время, и именно они должны будут вот по-новому воспитывать своих детей. Я правильно понимаю?

С.Белорусец: Да. Причем, скорее всего, им тоже придется воспитывать их не так, как их будут воспитывать даже те продвинутые родители, которые послушиваются каких-то важных и нужных рекомендаций. Потому что время изменится и какие-то изменения будут настолько очевидны, что только имея их ввиду можно будет правильно воспитывать кого-то. С другой стороны, понятно совершенно, что без любви, ласки и настоящих каких-то отношений с миром, не придуманных и не лже-отношений, только вместе с ними можно воспитать кого-то действительно учащегося жить правильно. Потому что, к сожалению, никто из нас правильно не живет, а большинство из нас даже не хочет этому учиться.

Ведущий:  Все-таки, я так понимаю, что родители современные тоже изменились, но изменились не до конца. Не так как вам хотелось.

С.Белорусец: Не так как жизни хотелось бы.

Ведущий:  И у меня возникает еще один вопрос. Все-таки форсайт-проект «Детство» будет с кем работать в большей степени, с детьми или с родителями?

С.Белорусец: Форсайт-проект будет работать с государством, которое, даст бог, прислушается к тому, что говорят эксперты проекта, и выделит нужные территории, деньги на то, чтобы встроиться в современные тенденции с одной стороны, и не разрушить то важное и нужное вневременное, что существует в жизни нашей страны, потому что наша страна – страна причудливая и какие-то традиции в ней существуют отдельно от жизни мира. Наша задача – чтобы эти традиции, с одной стороны, работали, а с другой стороны, чтобы те традиции, которые мешают развитию нашей страны и встраиванию ее в мировое сообщество все-таки переставали быть традициями.

Ведущий:  А вот что по вашему мнению должно сделать государство на государственном уровне – об этом я спрошу вас чуть попозже. Ну, точнее я уже спросил, а вот ответ дадите после небольшой паузы.

Ведущий:  Это программа «Большое будущее», я Никита Усанов, еще раз здравствуйте, напомню, что сегодня у нас в гостях Сергей Белорусец, и вот я задал вопрос, что по вашему мнению должно быть сделано на государственном уровне для реализации проекта, форсайт-проекта «Детство».

С.Белорусец: Государство не должно бояться тех страшных выводов, которые сделаны форсайт-проектом. Ну, страшных с точки зрения любого государства. То есть очень много вещей в этой жизни нужно изменять. Это необходимость, от которой никуда не деться. Соответственно, нужно совершенно принципиально другие деньги выделять на проблему образования и воспитания, перестраивать эти институты, превращать их из карательных в социальные, институты другого уровня.

Ведущий:  Ну, на сколько я понимаю, отношение к детству вас тоже не устраивает сейчас, нынешнее отношение?

С.Белорусец: Никогда не устраивало, и сейчас не устраивает.

Ведущий:  Как вы считаете, что должно измениться в нашей стране, чтобы отношение к детству действительно поменялось в обществе?

С.Белорусец: Любые люди следующего поколения – это люди, которым жить труднее, потому что они несут на себе отпечатки, отпечаток жизни всех предыдущих поколений. И плюс еще свою жизнь живут. Но при всем при том, наряду со всем негативным опытом и с теми стереотипами, которые передаются людям по наследству, разные стереотипы: родовые, этнические, любые другие – люди при всем при этом что-то нематериальное тоже получают от каких-то предыдущих поколений, нематериально важное, и развиваются. В каком-то уровне они умнее любого предыдущего поколения, поэтому, каждое следующее поколение может увидеть и ошибки и противоречия в жизни поколения предыдущего. А поколение живущее, тех, кто живет после него, увидеть не может. Видимо только новые люди, люди, которые возникнут с течением времен, смогут в полной мере изменить ситуацию.

Ведущий:  Но сложно представить, что люди вот так вот возьмут и возникнут. Которые устроены совершенно по-другому. Бороться со стереотипами это, мне кажется, все равно, что сражаться с ветряной мельницей.

С.Белорусец: Нет, это процесс решаемый, другое дело, сколько времени на это пойдет, но тенденции такие все-такие существуют. И люди все-таки меняются, и все-таки, какие-то вещи они выносят из своей жизни, какие-то выводы правильные тоже делают, иначе бы жизнь, наверное, уже закончилась.

Ведущий:  Спасибо, я благодарю за то, что вы пришли к нам в студию, может быть, в завершение программы, хотели бы пожелать что-нибудь слушателям? Я знаю, что среди слушателей радио «Моя семья» очень много родителей, поэтому, наверное, им нужно что-то пожелать, что-то порекомендовать.

С.Белорусец: Любите своих детей, учитесь у них жизни и учитесь жить сами.

Ведущий:  Спасибо, Сергей Белорусец, секретарь Союза писателей Москвы, председатель оргкомитета фестиваля детской литературы им. Корнея Ивановича Чуковского, президент фонда «Рада», поэт и писатель сегодня был у нас в гостях, ну, и я, Никита Усанов, прощаюсь с вами. Это форсайт-проект «Детство» и программа «Большое будущее».

С.Белорусец: Спасибо, до свидания.

Комментарии (0)

Новости по теме