Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


С кем вы, родители?

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 6 июня 2011 г., 12:10

В стране неуклонно растет число сирот. 85%  – это дети-сироты при живых родителях.  30% детей рождается вне брака, будущее 70%, родившихся в семьях, не безоблачно, потому что, согласно все той же статистике, многие из этих браков распадутся…
Ежегодно около 500-600 тысяч детей попадают в зону риска. Детская преступность не снижается. В 62 колониях находятся  тысячи правонарушителей. От безделья бунтуют подростки в больших городах.
Только 4% детей занимаются в свободное время интересными делами. На занятия остальных у родителей либо нет средств, либо у них нет достаточной информации или же понятия, как правильно организовать досуг ребенка. Лишь 25 % детей посещают спортивные секции.
Единственным развлечением для детей и взрослых остается телевидение. Тем самым создаются идеальные условия для внедрения в подростковое сознание транслируемых по ТВ моделей поведения. А молодежные ТВ-каналы – не что иное, как концентрация самых сомнительных достижений мировой телепрактики. Влияние Интернета пока ограничено – сколько семей, имеющих детей, пребывает за чертой бедности или на грани ее. Какой уж там компьютер!
На фоне этого в СМИ разворачивается странная кампания против тех, кто хочет перемен для детства, в частности, против разработчиков программы «Детство 2030». Интересно, осознают ли люди, делающие попытки с ней «разобраться», с чем они, собственно, борются? 
Программа «Детство 2030» представила на суд широкой общественности анализ сложившейся ситуации с выкладкой всех цифр, в том числе и приведенных выше. Разъяснила негативный и позитивный сценарии развития страны в будущем. Авторы ждали серьезной дискуссии. Но, как оказалось, оппоненты не хотят вести дискуссию предметно. Вряд ли можно принять за дискуссию попытки тех или иных персон, которые, не вникая глубоко в смысл предлагаемых идей, стремятся сразу же подвергнуть их вульгаризации и осмеянию.  Кстати, другая привычка – не вникать глубоко в мир ребенка – это, видимо, следствие тяги подобных ньюс-мейкеров к поверхностному восприятию детских проблем?

Бюрократические няньки
Задумайтесь – у нас в стране проблемами детства занимаются 19 федеральных органов власти. Но к лучшему, увы, ничего не меняется. Так, может быть, следует задуматься об оптимизации этих служб? И не отвергать сразу то, что помогает переосмыслить их деятельность.
Если никто в политических и общественных кругах не смог даже сформулировать образ детства – каким оно должно быть в нашей стране, если никто не приблизился даже на шаг в создании концепции по теме, то почему надо с ходу обрушиваться на тех, кто это попытку предпринял?
Появились люди, вышли с собственной программой, сделали дорожную карту и… ужаснулись еще больше. Оказалось, что вести конструктивный диалог не с кем! Все, что они не скажут, сразу же пытаются вульгарно перетолковать. Авторов выставляют несерьезными людьми и союзниками маргинальных  групп. Что это? Упала культура обсуждения? Или кто-то отрабатывает аванс от транснациональных иностранных компаний, которым не выгодна сильная Россия и в планах которых наша страна рассматривается исключительно как сырьевой придаток? Очнитесь! Неужели вам хорошо сидится в «детском болоте»?
Главной сферой внимания и приложения усилий власти, бизнеса и общества остается разрешение текущих проблем. Там рушится, там некому работать, там устаревает, там молодежь бунтует. И власти все время оказываются в такой ситуации, когда вынуждены реагировать, а не опережать. И, слава Богу, что появились люди, способные своими идеями и разработками помочь преодолеть кризис воспитания молодого поколения в стране!
Удивляет неприятие технологий, по которым работает проект «Детство 2030». Может, потому что опять кому-то лень вникать в суть? Серьезными экспертами и сотрудничающими с программой «Детство 2030» научными коллективами вузов проводятся исследования и опросы. Затем разрабатываются дорожные карты. Они – что-то вроде «навигатора по будущему», своеобразные «карты военных действий». Карты позволяют всем участникам понимать и видеть, что могут делать их коллеги по процессу и к каким последствиям все это приведет. В дорожной карте разделены явления, которые имеют собственную логику развития и не зависят от прилагаемых усилий, и зоны, по отношению к которым решения еще возможны. Весь цивилизованный мир работает по такой схеме. Из широкого перечня заявленных технологических инноваций экспертами были выделены те, которые в наибольшей степени окажут влияние на состояние детства в России.   (Если кому-то из критиков это кажется нереальным, вот пример из нашей недавней истории. Интернет мог зародиться именно в России. Еще в 1964 году советскому академику Виктору Глушкову пришла в голову идея киберсети, которая показалась чиновникам лишь глупой фантастикой. И идея воплотилась в жизнь в США.)
А теперь представьте себе развитие плохого сценария, когда тенденция к росту матерей-одиночек в нашем обществе, несмотря на все меры и  усилия государства, все же сохранится. Пусть общество негласно продолжает осуждать таких матерей, «мотивируя» их тем самым на «семейный подвиг», но… что делать с детьми, которые страдают от этого. Какие нужно создать условия, чтобы такие дети не чувствовали себя ущербными, чтобы они не попали в зону риска, а то и в одну из 62 детских колоний? 
Не исключено, что число таких детишек уменьшится, если заняться воспитанием родителей. Это ведь у молодых отцов рождается, как говорилось выше, 30% детей вне брака. Так почему бы в выпускных классах или на первых курсах институтов не ввести факультативный курс «Просвещенное отцовство»? Почему не сделать модным среди молодежи такой необычный «тренд»? Почему не ввести добровольный экзамен (тестирование) среди молодых на родительство? Такие вещи, как, например, экзамен на отцовство – «легкий и шуточный» на поверхностный взгляд, – способны глубоко проникать в сознание молодых. Все зависит от способа подачи.
Президент РФ Дмитрий Медведев в интервью трем российским телеканалам сказал: «У нас в прошлом году (2009) более 60 тысяч родителей были лишены родительских прав. К этому нужно относиться внимательно. С одной стороны, у ребенка только одна мама и только один папа, и если власть принимает такое решение, то, по сути, она лишает ребенка самых близких людей».

Ликбез для папы и мамы
Возникает вопрос: а так ли безнадежны лишенные прав родители? А, может быть, тем, кого устрашила или образумила потеря ребенка (конечно, если он не совершил преступление), следует предоставить возможность пройти обучение и сдать экзамен на «ответственное родительство»? Формальная процедура, скажете вы. Отнюдь! Это и ликбез, и возможность дать человеку еще один шанс вернуться к своему ребенку. Даже если немногие из тех, кто прошел такие курсы, смогут после этого сохранить семью и вернуть доверие ребенка, в стране станет меньше сирот. Подчеркну, это обучение – не принудиловка. 
Для полноценного воспитания детей авторы программы «Детство 2030» предложили ввести институт компетентного родительства – систему специальной подготовки. «Защитники» детей пугают родителей: если не пройдете обучение, детей у вас отнимут. В каком дурном сне им это привиделось, непонятно. Ведь подобное обучение – дело сугубо добровольное.
Другая проблема. Не секрет, что развитие творческого потенциала ребенка напрямую зависит от доходов его родителей. Авторы программы считают, что ребятам из малообеспеченных семей необходимо предоставить дополнительную возможность развития в различных образовательных сообществах (вспомните советские Дома пионеров) – это могут быть кружки, клубы, развивающие центры. Будет ли ребенок их посещать – решать родителям. Как восприняли это предложение «защитники» детей? Они принялись распускать слухи о том, что детей из необеспеченных семей будут изымать и помещать в образовательные сообщества – детдома.
Конечно, программу «Детство 2030» трудно принять сразу, потому что она меняет наши привычные представления о необходимых мерах в сфере работы с детьми. Но надо вникать и думать. Иного выхода нет. Простой пример, к 2015 году более половины населения Земли будут пользоваться Интернетом. Уже сегодня, проживая в одной стране, можно получать образование в другой,  а работать по Интернету в третьей. Так какой же страной будет Россия – в которой удобно и комфортно жить? Или выгодно работать? Или важно получать образование? А собственная образовательная траектория – да об этом можно лишь мечтать! Только варианты такого будущего нужно закладывать уже с детства. Причем на уровне государственной политики в сфере образования и производства детских программных продуктов. Разумеется, важную роль играет здесь учет интересов детей при создании инновационных технологий и сред обитания.

Безопасная  среда для ребенка
Возьмем еще один аспект – профориентацию детей. «В школе ее сегодня фактически нет, – анализируют эксперты программы «Детство 2030». – В семье она осталась той же, что была в советский период, – ориентируют детей не на профессию, а на образ жизни. Только в системе ценностей родителей многое изменилось: образ рабочего практически отсутствует (1%). Основной критерий выбора родителями профессии для детей – ее престижность, высокая оплата».
Действительно, значимость высшего образования в сознании как родителей, так и детей все более возрастает. Но родителей вводят в большое заблуждение – востребованного высшего образования в России нет. Вы все еще думаете – что восстановить это можно только через заказ экономики? И что это не проблема детства? Ошибаетесь. К будущей профессии и приобщению к науке дети приходят через интерес в детстве. Значит, усилия надо сосредоточить в этой области.
Сегодня многие привыкли рассуждать в русле устоявшихся стереотипов, к примеру, преодолеть демографический спад можно только увеличением рождаемости, на такие-то тяжелые отрасли промышленности надо делать ставку и так далее. А если мыслить в масштабах детства?
Почему не исправлять демографические провалы разумной миграционной политикой? Эмигранты прорастают корнями в чужую землю, когда себя не чувствуют чужими их дети. А что делать, чтобы эмигранты ассимилировали, а не разбредались по диаспорам и не укреплялись в них, как за крепостной стеной? Как не допустить появления «государств» в государстве? Нужно работать с детьми эмигрантов. А кто сказал, что индустрия товаров для детей не может быть предметом «ставки»? Все это есть в концепции программы «Детство 2030».
«Мы стараемся идти по сферам, привычным восприятию россиянина, – объясняют идеологи общественной программы «Детство», – мы говорим о доступности медицины, о здоровом образе жизни, о материнском здоровье, о семье, школе и так далее, потому что неподготовленному человеку сложно воспринять наш проект целиком. Пока его легче воспринимают по частям. Однако это все равно, что с маленькой лупой изучать слона: увидели хвост – описали, увидели хобот – описали. Поэтому и случаются досадные накладки. Нас вдруг не поняли и, что совсем смешно – нас же обвинили в этом. Дескать, не так рассказываем…»
Разработчики программы предлагают отрешиться от привычных представлений о том, как надо заниматься детством, посмотреть на предлагаемое под другим углом. Конечно, это требует определенных душевных затрат, что не всегда хочется делать критикам проекта. И они начинают попрекать авторов тем, что летают, дескать, они, грешные, над Землей и не занимаются насущными проблемами детства – ростом наркомании и алкоголизма в среде подростков и прочими серьезными и важными вещами.
Но ведь проблема в том, что нынешние «ветераны» наркомании появились не сегодня. В массе своей они сформировались в период распада страны, когда рушился институт семьи, и раковая опухоль коммерциализации разила всех. Закрывались предприятия, и от безделья сносило головы даже у крепких мужиков. Чтобы прокормить семью, женщины сутками пропадали на рынках. Обманутые старики митинговали на площадях. И дети были никому не нужны.
В моем понимании,  программа «Детство 2030» направлена на то, чтобы не дать свернуть с правильного пути здоровым и вернуть к жизни умирающих. И здесь речь должна идти о проектировании безопасной среды для ребенка: дом, двор, улица, школа, Интернет, детское сообщество. Нужно видеть этот мир ребенка целиком. Невозможно реформировать образование, не затрагивая культуру и т.д. Во что играют наши дети? Что смотрят? Что чувствуют? С кого берут пример?

Настоящее ребенка – будущее страны
«За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, изучивших влияние ТВ и кинематографа на детей. Исследования проводились в разных странах мира. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более жестокими по отношению к людям и предметам. Дети, смотрящие много передач со сценами насилия, воспринимают его как легитимный способ разрешения конфликтов. Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. Чем больше ребенок видит насилия на экране, тем вероятнее, что он станет жертвой насилия. Если ребенок предпочитает смотреть передачи такого характера, он с большей долей вероятности вырастет агрессивным и даже совершит преступление. Естественно, не все дети, видевшие боевик, в качестве способа разрешения конфликтов выбирают физическую агрессию. Но надо помнить, что к ней прибегают, как правило, дети, подвергавшиеся физическим наказаниям».
Сегодня предлагается много способов сделать экран безопасным. Но есть реальная возможность сделать его таковым. Программа «Детство 2030» предлагает потребителям и создателям сесть за стол переговоров. И если у нас с вами сегодня появится площадка, где это можно будет сделать, и люди, которые этой темой займутся,  – то этому надо только радоваться.
Как картинку для вдумчивого осмысления приведу такой пример. Студенты Высшей школы экономики (НИУ) проводили в конце прошлого года конкурс рассказов. Вот тогда-то и выяснилось, что их сокурсников не интересует… жизнь. Они не пытаются представить собственное будущее или будущее своей страны. Они живут в мире ирреальности. Студенты подражают романам Толкиена, черпают вдохновение в «Звездных войнах», «Ночных дозорах» и т.д. Как сделать реальную жизнь ближе к студентам? Да все через тот же грамотный игровой и аудиовизуальный ряд.
Не исключаю, что программа «Детство 2030» будет способствовать зарождению в России зрелого гражданского общества. Ведь это одна из первых рабочих технологий по мобилизации усилий множества людей на создание будущего. И заметьте – нормального будущего. Сегодня пока преобладает представление о гражданском обществе как о некоем наборе общественных организаций, зарегистрированных Минюстом. Все забывают, что гражданское общество возникает при любом числе самоорганизованных граждан, которые способны решить реальную задачу. Организуясь вокруг проекта «Детство 2030», общество, возможно, окажется способным изменить существующую ситуацию…
«Если отношение к детям и детству останется в том же состоянии, в котором оно пребывает сегодня, то следующее поколение российских людей ждет очень сильное расслоение по уровню образования, материальному достатку, уровню возможностей и перспектив. Значительная часть населения может оказаться в маргинальном состоянии по отношению к мировым процессам и тенденциям детства», – утверждают составители программы.
Остается добавить, в программе «Детство 2030» заложены серьезные предложения, затрагивающие область работы органов соцобеспечения на местах, министерств культуры, образования, здравоохранения и т.д.  Программе не хватает только Вас – ответственных родителей. Так с кем вы, уважаемые?

Дорожная карта «Детство 2030»

В апреле 2008 года Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» представил общественную программу «Детство 2030». «Программа направлена на развитие ключевых, стратегически значимых сфер, в которых необходимы существенные усилия в интересах детства: семья и родительство, демография и миграция, градостроительство и среда обитания, бизнес и детство, социальные лифты, образование, здоровье и экология, культура и творчество».
В отличие от существующих программ, «Детство 2030» создавалась с помощью прогрессивной социальной технологии форсайт (англ. Foresight – взгляд в будущее). Она позволяет формулировать стратегию развития на десятилетия вперед и мобилизовать на достижение поставленных задач большое количество участников – от рядовых граждан до крупных политиков и чиновников. Исполнителю проекта – Международной методологической ассоциации – удалось привлечь к работе над ним более ста экспертов из числа государственных и общественных деятелей, представителей науки и бизнеса, образования и здравоохранения. За прошедшие годы были изучены проводимые работы по проблемам детства, тенденции и подходы к этим проблемам, проведен анализ их причин.
Презентации программы прошли в нескольких регионах России. Проведена международная Интернет-конференция «Компетентное родительство». Программа «Детство 2030» была представлена на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае.
К дискуссии и реализации программы по решению проблем детства были приглашены все заинтересованные стороны. Идеи «Детства 2030» вызвали широкий общественный резонанс. У нее появились как сторонники, так и противники. Гнев последних вызвало непонимание сути дорожной карты, которая отражает возможные сценарии будущего и варианты развития. Эти карты позволяют понять, что необходимо сделать сейчас, чтобы в будущем не столкнуться с непреодолимыми трудностями и страшными последствиями. Обнародовав дорожные карты, авторы программы надеялись привлечь внимание общества к потенциально опасным ситуациям. Однако противники программы восприняли эти негативные прогнозы как… планы авторов «Детства 2030».

 


Комментарии (0)