Бедность значительной части населения России является преградой для развития творческого потенциала детей, создает недоступность полноценного всестороннего развития ребенка. Многие семьи не имеют возможностей использовать высокие технологии и возможности коммуникационных сетей. На подростковой стадии дети находятся в поиске понимания и общения, в постоянной готовности к контактам, причем приоритет отдается сверстникам подростка. Дети чувствуют себя комфортно, в основном, в кругу своих друзей. При этом ведущее место в общении со сверстниками занимает игровая деятельность. Бесконтрольная продажа алкоголя и сигарет детям, наркотики, нездоровое питание, ненормативный язык, антисоциальная реклама, обилие развлекательных и питейных заведений создают неадекватные условия, в которых растут дети, формируют уличный, бесцельный стиль жизни, лишенный творческих мотиваций. Формируются антисоциальные, антикультурные ценности, ориентируясь на которые дети организуют себя, свое свободное время в городском пространстве. Городская среда становится причиной социальных болезней, деградации личности ребенка вместо того, что бы быть стимулом к мобильности и развитию его. Сегодня включение научного, педагогического и воспитательного экспертного сообщества в процессы взаимодействия детей с внешним миром и городской средой явно недостаточно.